Транспортные фантомы Петербурга
Продлив срок действия Генплана до 2021 года, Смольный убрал оттуда 13 спорных транспортных объектов. Пока власти сосредоточатся на проекте Восточного скоростного диаметра.
Продлив срок действия Генплана до 2021 года, Смольный убрал оттуда 13 спорных транспортных объектов. Пока власти сосредоточатся на проекте Восточного скоростного диаметра.
Проект изменений в Генплан подготовлен Комитетом по градостроительству и архитектуре совместно с СПб ГБУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» и утвержден Комиссией по землепользованию и застройке. Кроме даты, в новую версию Генплана внесены существенные коррективы, касающиеся строительства дорог, мостов и тоннелей. Из рабочей версии исключены не только объекты, уже введенные в эксплуатацию, но и те, которые вызывают наиболее ожесточенные протесты градозащитников.
По утверждению директора Центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова, из планов властей до 2021 года исчезли все 13 объектов, которые градозащитники считают «токсичными» для Петербурга.
«Насколько я вижу, тут не осталось ни одного объекта из нашего «перечня 13», – пишет г-н Карпов в «Фейсбуке». – Но старые трассировки в виде зоны «У» для них пока сохраняются».
В частности, из планов Смольного исчезли продолжение улицы Химиков до Капсюльного шоссе по территории Охтинского порохового завода, магистраль №15 и развязка с Петергофским шоссе, угрожающая даче Макарова «Елизино» и усадьбе Миниха, реконструкция улиц Новоладожской и Пионерской на выезде с моста через остров Серный, Блан-Менильская развязка на территории Английского парка в Ораниенбауме, путепровод через железную дорогу на Московском шоссе вблизи Отдельного парка в Пушкине, Левобережная набережная Невы от Володарского моста до Обводного канала, затрагивающая террасу Ломоносовского завода. Отодвинуты в отдаленное будущее вопросы о строительстве Арсенального моста и магистрали №7 через Удельный парк, о расширении Смольной набережной, о развязке в районе Каменноостровского моста и Аптекарской набережной, отсекающей от воды Лопухинский сад. Отложены пробивка Новоизмайловского проспекта до Обводного канала, угрожающая зданию электростанции Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги; реконструкция Тарховской улицы (дорога к шалашу Ленина) и развязка ее с Приморским шоссе поблизости от усадьбы П.И. Авенариуса, строительство новой дороги от железнодорожной станции Ломоносов до Краснофлотского шоссе и – возможно навсегда – магистрали от Обводного канала до Старо-Петергофского проспекта по территории Российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» и Гальванопластического заведения герцога Лейхтенбергского (2 производственных корпуса и каменная ограда).
«С карт убирают всякие дальние (фантастические) планы и отображают только то, что реально собираются строить – теперь уже не до конца 2018-го, а до конца 2021 года, – констатирует Александр Карпов. – Это абсолютно правильный и корректный подход».
По меньшей мере восемь из перечисленных объектов градозащитники признают необходимыми. При условии, что их трассировку изменят ради сохранения исторического облика города. Например, отказ от расширения Новоладожской и Пионерской почти наверняка приведет к пробкам на выезде с Васильевского острова – шестиполосный мост через Серный упирается в четырехполосные улицы. Однако действующая команда Смольного собирается сосредоточить все ресурсы – финансовые и административные – на строительстве Восточного скоростного диаметра, о чем довольно откровенно заявил на днях в телеинтервью губернатор Георгий Полтавченко.
Фантомные транспортные объекты, которые город то ли собирается строить, то ли нет, – не новость для Петербурга. До 2015 года таким фантомом оставался мост через остров Серный. До сих пор в планах города то возникают, то исчезают легкорельсовый трамвай между Шушарами и Колпино, аэроэкспресс, станция метро «Пулково» и Центрально-кольцевая железная дорога. Иногда они получают реальную подпитку из бюджета в виде затрат на предпроект, проектирование или актуализацию устаревшего проекта, что совсем не гарантирует их реализации в обозримом будущем. Кстати, в действующей версии Генплана остался Орловский тоннель. В других случаях фантомные проекты годами лежат без движения, однако резервирование земли под их реализацию делает невозможным развитие территории, как это произошло с заводом «Красный треугольник».