Прогресс стирает различия между полами. Может, так справедливее и вообще лучше для экономики? А что насчет 8 Марта? Это анахронизм?
Прогресс стирает различия между полами: нет больше исключительно мужских и женских профессий, семья все чаще воспринимается как равноправное партнерство, в моде — унисекс… В Германии, Австралии, Индии официально признали третий пол — людей, которые не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам… В США вместо «мама» и «папа» в документах пишут «родитель 1» и «родитель 2». В Скандинавии в детских садах к детям обращаются в безличной форме, избегая «он» или «она», — пока те сами не определятся.Своим мнение с NSP поделились Ольга Шульдинер, Эдуард Тиктинский, Светлана Денисова, Александр Паршуков, Ольга Маталыцкая и др.
Как вы к этому относитесь? Может, нам и вправду станет проще жить и работать друг с другом, если различий будет все меньше? Это неизбежное следствие прогресса? Может, так справедливее и вообще лучше для экономики? Или на различиях между мужчиной и женщиной держится мир? Может, они и есть главная пружина, которая веками двигает цивилизацию? А что насчет 8 Марта? Это уже анахронизм? Или праздник победившего феминизма все еще нужен?
Светлана Денисова,
начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Эти истории пугают: почему такие мысли возникают у людей? Может, женщины мужчинам что-то недодают? В нашей культуре сотрудничество и партнерство мужчин и женщин заложено по определению. Помните, как у Пушкина Царевна-Лебедь с пристрастием пытает суженого, какие у него взгляды на брак: «Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». Позиция равенства давно заложена, и ничего нового в этом смысле не происходит. Различия невозможно отменить: слава богу, нас создали разными. Женщина должна помнить о своей роли. XX век был ужасен, полон войн и страшных лишений, когда женщина была «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Устои пошатнулись, женщины стали брать на себя больше, чем им положено по природе, и это печально. Женщины преимущественно превосходные матери, но не так часто бывают превосходными женами. Для меня лично ориентир — слова мадам де Помпадур: «Король не должен скучать». Если в браке не скучно, то будет тебе счастье.
Феминисток не боюсь: я готова сама побороться за равенство там, где это уместно, но не в семье. То, о чем вы говорите, — это издержки какого-то витка цивилизации — они пройдут, все встанет на свои места. «Родитель 1 и 2», третий пол — для меня это страшный сон, это недореализованные люди, которые себя не разглядели. Не могу сказать, что они ненормальные, но это пограничное состояние.
Эдуард Тиктинский,
президент группы RBI:
– Не считаю, что равноправие — это нечто среднее между мужчиной и женщиной. Это не равноправие, а кретинизм. Мужчина рождается мужчиной, а женщина — женщиной, каждый из них прекрасен по-своему. Эти особенности полов надо использовать в тех или иных профессиях, чтобы выстраивать взаимодействие в трудовых коллективах, в политике. Женщины отлично справляются с политикой, они более спокойные, бывают менее эмоциональными, у них меньше развито эго, и они больше ориентированы на дело.
В каждом человеке есть набор мужских и женских генов, поэтому правильно — относиться к каждому человеку индивидуально, видеть его сильные и слабые стороны, а не мерить по одной мерке.
В бизнес берут тех, кто лучше себя проявляет. Глупо не брать конкурентоспособную женщину только потому, что она женщина. Нужно меньше фокусироваться на этой теме, а больше учиться общаться друг с другом, слышать и понимать друг друга. Т.е. заниматься действительно важными вещами.
Праздники есть и мужские, и женские. Не надо слишком умничать на эту тему. 8 Марта женщинам дарят цветы, говорят, какие они красивые, и это прекрасно. Это проявление дополнительного внимания.
Ольга Маталыцкая,
директор по управлению рекламой, PR и брендингом группы «ЦДС»:
– Многие даже не догадываются, насколько фундаментальны различия между мужчиной и женщиной. На всех уровнях, начиная от поведенческих реакций и заканчивая нейрофизиологией. И это не смогут изменить ни записи в документах, ни одежда унисекс, ни сочетание бороды с вечерним платьем. А ко всему, что жестко противоречит естественной природе вещей, я отношусь отрицательно. Мы созданы разными для того, чтобы дополнять друг друга, а не заменять.
А 8 Марта большинство людей уже давно воспринимает без его исторической подоплеки. Сейчас это просто день, когда принято поздравлять и чествовать женщин. Кстати, с 23 февраля, происходит то же самое — для меня, например, это уже просто праздник мужчин, а не день создания Красной армии.
Алина Плетцер,
генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Прогресс уже довел нас до инновационной экономики и цифровой компетентности — мы постоянно совершенствуемся, учимся управлять огромным потоком информации, стремимся к высокоэффективным решениям. И несмотря на это так приятно, когда сотрудники организации — это не винтики в высокотехнологичном механизме, а мужчины и женщины — коллеги, партнеры, друзья. Женская тщательность и мужская решительность, женское чутье и мужская сила, женская мудрость и мужская надежность — вот основные слагаемые успешной работы компании. Мы очень разные, и поэтому так удачно дополняем друг друга. Поздравляю коллег с прошедшим днем сильных мужчин и с наступающим праздником красивых женщин!
Полина Яковлева,
директор по развитию компании ProExpert:
– Надеюсь, что Россия не последует по европейскому или американскому пути и у нас не появятся люди среднего рода, а женщины будут оставаться женщинами, вдохновляющими мужчин на подвиги. При этом мне не нравятся наши традиции празднования 8 Марта: в основе праздника — борьба женщин за их права, которая в итоге привела к цветам и подаркам раз в год. Я считаю, что это несправедливо: вспоминать о нас и баловать надо гораздо чаще. При этом верю в то, что будут профессии-унисекс, но сохранятся и только женские или только мужские. Например, сомневаюсь, что в ближайшее время мы увидим на стройке женщину-прораба, но вполне очевидно, что мужчина-дизайнер и женщина-дизайнер могут работать над одним проектом.
Альберт Харченко,
генеральный директор East Real:
– Мужчинам нужно оставаться мужчинами, а женщинам — женщинами. Не может быть третьего пола. И унисекса тоже. Убежден, что гендерный признак никогда не был преградой для карьеры. А детям, которых лишают права принадлежать к своему полу, можно только посочувствовать. Что же касается 8 Марта, не вижу никакого смысла копаться в его истоках, а просто поздравляю всех женщин с этим праздником весны и желаю успехов, любви и бесконечного счастья.
Александра Саблина,
директор по PR ГК «Доверие»:
– Мужское и женское должно оставаться. За равноправие боролись, чтобы получить одинаковые возможности для развития, но никак не для того, чтобы стереть границы между полами. Игнорирование мужского и женского начал — это игнорирование природы, в конце концов, это физиология! Поэтому очень надеюсь, что отечественные мужчины давно определились с полом и поздравят дам с праздником весны.
Ольга Шарыгина,
управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar:
– Я считаю, что природа для того и создала женский и мужской пол, чтобы они были совершенно различны и выполняли свои сакральные функции. Ни в коем случае не должны стираться границы между ними. И порой, если женщина говорит о том, что она все может сделать сама, это просто попытка обратить внимание на то, что ей нужна помощь. Если же мы искусственным образом пытаемся стереть границы, то, на мой взгляд, это бессмысленно. Есть разное отношение к мужчине и женщине, и как бы мы ни старались придерживаться взглядов и позиций «унисекс», изменить его кардинально невозможно. Стоит отметить, что сейчас пошла волна модного феминизма, когда изобретают новые формы слов женского рода и объясняют, что если назвать женщину режиссером, то это оскорбление. На мой взгляд, если есть слово «режиссер» — то неважно, мужчина это или женщина.
Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия 17»:
– Человечество на пути своего развития время от времени заходит в тупик, но потом оттуда старательно выбирается. Мне кажется, нынешняя ситуация, когда некоторые страны отказываются от языковых и поведенческих различий в обращении к мужчине и женщине, сродни культурологическому провалу. Ведь становится неактуальным весь многовековой пласт художественной литературы, который хранит признанные моральные ценности. Уверен, что такие извращения должны быть отвергнуты на общественном уровне. Не нужно смешивать равное отношение к мужчинам и женщинам, их равноправие с едино-образным поведением и обращением.
Если же говорить о равноправии, то на этом фоне современное празднование 8 Марта — это смешные глупости. Ведь праздник возник под лозунгом борьбы женщин за их права. А когда возможности равные, то зачем специально отдавать дань женщине в определенный праздник, если это можно делать каждый день?
Александр Паршуков,
директор по инвестициям компании «ВТБ Девелопмент»:
– Мы разные, и это хорошо. Я спокойно отношусь к современным веяниям. Если кто-то чувствует себя более комфортно и защищенно, когда его признают человеком третьего или неопределенного пола, пусть будет так. Но для меня существует только два пола — мужской и женский, и моя семья построена на стремлении вывести гармонию из противоречий. Гендерных праздников я не люблю, поскольку непонятно, что празднуем. Если 23 февраля можно считать праздником армейским, тех мужчин, которые служили, то женщин очень странно поздравлять с тем, что они женщины. Моя жена к этому относится примерно так же, хотя о цветах лучше все-таки не забывать.
Андрей Хитров,
генеральный директор компании EKE Group в России:
– Я ко многим вещам отношусь спокойно. Например, в Финляндии мои знакомые оформили отпуск по уходу за ребенком на отца, а мама пошла работать. Но женщины остаются женщинами. На мой взгляд, борцы за равноправие иногда слишком далеко заходят.
Есть фундаментальные различия. Главная пружина — это рождение детей, без этого никакой цивилизации не будет. Конечно, технологии меняют взаимоотношения, больше стирают разницу. Есть и заинтересованность государства. Например, для малонаселенной Финляндии или Швеции работающие женщины — очень важный фактор развития экономики. Поэтому государство всячески старается поддерживать их. В Финляндии чаще стали разрешать гибкий рабочий день и работу на дому, чтобы было можно совмещать ее с воспитанием детей.
Да и 8 Марта и 23 февраля — это анахронизм, так как эти праздники связаны с политической конъюнктурой, суть не соответствует форме. Если 8 Марта назвать Днем мам, было бы правильнее. В Финляндии и Европе есть такой прекрасный праздник, но отмечается в первый выходной мая. А в ноябре отмечают День пап.
Ольга Шульдинер,
основатель выставки «Ярмарка недвижимости»:
– Я категорически против унисекса во всем. Из-за него уходит жизнь, уходит какой-то нерв из отношений мужчины и женщины. Потому что миром все-таки правит любовь.
Бесполые отношения, как и однополые, противоречат естеству и главному смыслу жизни — ее продолжению. Миру нужны мужчины с их разбросанными повсюду носками и женщины с их женской логикой. И никакие другие. Полная идентичность между ними невозможна, а полное равенство погубит цивилизацию, и я даже представлять себе это не хочу. Я бы отменила 23 февраля, потому что совершенно непонятно, с чем поздравлять в этот день не служивших мужчин, но обязательно оставила бы Женский день. Пусть нас поздравляют все: не только влюбленные в нас мужчины, но и братья, сыновья, коллеги. Странная логика? Ничего, я женщина, имею право!