Чиновники рассуждают о чести
В Госдуму внесён проект Дуэльного кодекса, регламентирующего разрешение недоразумений между госслужащими.
В Госдуму внесён проект Дуэльного кодекса, регламентирующего разрешение недоразумений между госслужащими.
Автор документа – депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов. Он поясняет: клевета – это уголовное преступление, а оскорбление – административное правонарушение. Вину и ответственность за них устанавливает суд. Но! «Последнее время появилась тенденция со стороны государственных и муниципальных служащих вызывать на дуэль граждан, выражающих отличные от официальных точки зрения», – говорится в пояснительной записке.
Кодекс должен упорядочить основные причины вызова на дуэль и порядок её проведения.
Основные принципы следующие. Дуэль может и должна происходить только между равными и должна решить недоразумения между государственными или муниципальными служащими. Дуэль – это способ отмщения за оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять правосудие. Лицо, не относящееся к категории служащих, не может никого из них оскорбить. То есть: если чиновника обидел гражданин, конфликт должен быть разрешён судебным порядком. (И наоборот.) А если гражданин вызвал служащего на дуэль, тот обязан отклонить вызов. Если всё же обиженный пожелает драться – должен получить формальное письменное разрешение непосредственного руководителя, «рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести».
Между гражданами дуэль возможна, но является аномалией.
В Кодексе приведены понятия «оскорбления», способы его нанесения и степени тяжести – от этого зависят права выбора оружия и вида дуэли. Прописаны условия замены участников, например, при оскорблении женщин, пожилых людей или памяти умерших.
Есть и отдельная статья об ответственности журналистов – речь идёт о том, кто должен давать удовлетворение за оскорбительную статью.
Дуэли могут быть законными, исключительными и по секретным мотивам. Установлен перечень оружия и требования к нему для законных дуэлей: одноствольные дульнозарядные пистолеты, шпаги и сабли. Есть даже требования к месту их проведения, включая размеры площадки. Вызов на дуэль должен звучать так: «Милостивый Государь, я пришлю Вам своих секундантов». Если противники незнакомы, следует обмен карточками и адресами. Прибыв на место поединка, противники должны поклониться друг другу и секундантам, всякий разговор между противниками воспрещён. При дуэли на шпагах противники дерутся «предпочтительно с обнажённым торсом». Всего в Кодексе 81 статья, а весь текст занимает около 50 страниц. Отметим, что это самый понятно написанный законопроект за многие годы. (Что и неудивительно - основную часть текста честно передрали с Дуэльного кодекса 1912 года...)
Последние несколько лет из чиновников и силовиков поспешно формируют «новое дворянство». Поместья налицо; передача «хлебных» должностей по наследству – обычное дело; классные чины и мундиры уже прижились; принцип равенства граждан перед законом похоронен давно и надёжно. Дело за малым: официально вернуть крепостное право и разрешить «дворянам» пороть холопов на конюшне. А не просто дубинками на улице. И вот теперь такая забавная деталь: Дуэльный кодекс. Вроде пышного аксельбанта на дембеле, который всю службу провёл в хлеборезке.
Забавная – потому что слушать рассуждения о чести от людей, которые дружно голосовали за «закон подлецов», не погнушались ограбить пенсионеров; которые пытают заключённых и впятером волокут в автозак подростка – это артефакт современного искусства, а не госвласти.
Хотя, если таким интересным способом будет происходить сокращение штатов и осуществляться ротация кадров – отчего бы и нет?
И кстати, о журналистах: чаще всего чиновники обижаются за разглашение информации об их недвижимости. (Её труднее спрятать.) Квартира в Майами экс-депутата Пехтина; дачи руководителей ФСБ в Сестрорецке; просторная квартирка мамы спикера Госдумы Володина; ставший интернет-мемом премьерский «домик для уточки»… Пока это у них слабое звено.