НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 15:00

Конюшенному ведомству окупаемость не грозит

24 октября 2017 в 22:05

Город не может решить, кому из двух претендентов отдать в концессию Конюшенное ведомство.

Попытка возложить эту миссию на Совет по культурному наследию не удалась. Поскольку концепции обоих инвесторов – компании «Тандем-Истейт» и УК «Старт Девелопмент» – проработаны лишь на уровне эскизов, эксперты не могли взять на себя смелость всерьез оценивать заявленные предложения.

Правда, к концепции «Тандем-Истейт», которая предлагает разместить в здании помимо действующего храма выставочные пространства, Музей конных монументов, рестораны, кафе, обучающий центр и гостиницу, вопросов возникло меньше. Членам Совета понравился консервативный подход (концепцию разработал известный реставратор Рафаэль Баянов) который подразумевает сохранение пространственной композиции памятника и скрупулезную реставрацию предметов охраны. Конюшенному ведомству даже вернут исторический цвет – серый с белыми деталями и красно-коричневой кровлей. У инвестора поинтересовались: в чем его инвестиционный интерес? Как заявили представители «Тандем-Истейт», они рассматривают проект как имиджевый и готовы вложить 2 млрд рублей, полагая, что вернуть инвестиции они смогут лет через 50.

А вот концепция, разработанная мастерской Сергея Мишина для УК «Старт Девелопмент», вызвала множество вопросов. Кстати, помимо Конюшенного ведомства инвестор намерен включить в свои инвестиционные планы здания напротив – Конюшенный двор, Мастеровой двор и Конюшенный музей, не смущаясь, что сейчас они находятся в частной собственности у других компаний. Впрочем, даже разработчики проекта осознают, что некоторые из их идей сомнительны с точки зрения законодательства по охране памятников. В частности, они предлагают пробить арки в здании в Шведском переулке, чтобы обеспечить прямую связь Невского проспекта с пространством Конюшенного двора. Большие сомнения вызвало и предложение устроить под территорией Конюшенного ведомства на глубине 6 метров  музейные залы: «Все равно придется копать, поскольку нужно проводить рекультивацию грунта», – пояснил Сергей Мишин. Подземная стоянка на 450 авто под Конюшенной площадью – тоже под сомнением, так как в той зоне находится большой узел инженерных коммуникаций.

Как выбирать между этими двумя концепциями, одну из которых назвали «по-хорошему консервативной», а другую комплексной, члены Совета обсуждали три часа. Член Совета Никита Явейн даже в шутку предложил поделить объекты: «Тандем-Истейт» отдать Конюшенное ведомство, а «Старт Девелопмент» – все остальное. Впрочем, по ходу дискуссии выяснилось много немаловажных подробностей. Как сообщил Александр Калякин, директор Музея истории Петербурга, в чьем управлении сейчас находится Конюшенное ведомство, сейчас площадь этого комплекса составляет 9500 кв.м. Из них под музейные залы можно приспособить бывший Манеж и каретник (он же – галереи) общей площадью 4500 кв.м. Еще 1050 «квадратов» занимает храм Спаса Нерукотворного Образа, при этом церковь претендует на 500 кв.м по обе стороны от церкви, намекая, что неплохо бы получить еще 1000 кв.м в западной части здания, где когда-то была воскресная школа. Еще хотят восстановить квартиру Маннергейма, где-то надо разместить охрану, обслуживающий персонал и инженерное оборудование. «Вот и считайте, что остается под коммерческие функции, которые должны обеспечить доходность», – заключил г-н Калякин. А еще в Конюшенном ведомстве нет электрических мощностей: необходимо, по крайней мере, 300 кВт, и тащить их нужно с Казанской улицы. Тепло и вовсе взять негде – надо строить свою подстанцию. Не говоря уж о том, что размеры экологического бедствия – подземного разлива бензина из существовавшего здесь в советские годы хранилища – точно никому не известны. Получается, что для инвестора Конюшенное ведомство – чистое разорение. В частности, и поэтому председатель Комитета по культуре Константин Сухенко убежден, что этот памятник должен оставаться собственностью казны и использоваться под музей. По его подсчетам, на реставрацию и приспособление нужно 3 млрд рублей, и эта сумма посильна для городского бюджета, если выделять ее частями в течение четырех лет. «Поверьте, город понесет еще большие затраты, если отдаст памятник в концессию. Ведь инвесторы запрашивают серьезные льготы по налогам на имущество и на прибыль, – пояснил г-н Сухенко. – Город надеется решить проблемы этого комплекса за счет «доброго дяди» или инопланетян. Но инвестпроект здесь не получится, и года через четыре мы снова вернемся в исходную точку, только состояние памятника ухудшится». По его словам, предыдущий инвестор хотел нарезать большие пространства на отдельные апартаменты вовсе не из простоты душевной – по-другому окупить вложения просто нереально. Член Совета Мария Элькина и вовсе заключила: «Сама мысль о том, что Конюшенное ведомство может стать чем-то прибыльным, угрожает сохранности этого памятника».

Вице-губернатор Игорь Албин оценил возможности бюджета весьма скромно и заявил, что денег взять негде. На что депутат ЗС Борис Вишневский предложил перебросить на эти цели 4,5 млрд рублей, которые в проекте бюджета предназначены для концессионеров ЗСД в качестве компенсации, если финансовых поступлений от водителей будет недостаточно. «Когда я слышу об очередной концессии, рука тянется к пистолету», – резюмировал народный избранник.

Г-н Албин все же выразил надежду, что комплекс отдадут инвестору. Совету надо лишь выбрать, какая из двух предложенных идей лучше. На третьем часе обсуждения члены Совета решили, что выбирать идеи – не их задача. Впрочем, концепция «Тандем-Истейт» им понравилась больше, поскольку она меньше угрожает памятнику. Хотя в решении Совета записана и другая формулировка, предложенная Игорем Албиным: «Обе концепции имеют право на существование». 

Как сообщил NSP генеральный директор УК «Старт Девелопмент» Сергей Хромов, компания продолжит работу с учетом замечаний Совета, а вопрос о выборе концепции на уровне города пока не решен.

В общем, кому достанется Конюшенное ведомство и во что его превратят, пока неизвестно. Как и то, почему инвесторам столь интересен этот проблемный объект, где мало что можно сделать коммерчески привлекательного.