НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв. м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

1 мая, 21:47

«Социалка» за свой счёт

30 октября 2019 в 12:50

Расходы города в 2020 году впервые превысят 700 млрд рублей. В Смольном уверяют, что бюджет Петербурга вновь будет иметь социальную направленность. Интересно, за чей счёт?

Расходы города в 2020 году впервые превысят 700 млрд рублей. В Смольном уверяют, что бюджет Петербурга вновь будет иметь социальную направленность. Интересно, за чей счёт?

Закон о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 гг. принят в первом чтении, несмотря на критику ряда депутатов. Представляя документ, губернатор Александр Беглов отметил, что удалось преодолеть тренд на снижение объёма федеральных субсидий: «Петербург – регион-донор, который получает из федерального бюджета меньше, чем отдаёт, хотя вклад города в экономику страны возрастает. Кроме того, из-за федеральных инициатив и изменений законодательства потери городского бюджета составят 54,4 млрд рублей. Однако в этом году впервые город получил из резервного фонда 10,6 млрд рублей на выкуп помещений для социальных объектов. Выделены деньги из фонда президента РФ на Музей блокады».

Рука Москвы

По словам градоначальника, федеральные власти прислушались к инициативам города, который получит новые источники для пополнения бюджета, например, за счёт туристического сбора и введения электронных виз (на сборах Петербург планирует заработать до 2 млрд рублей, которые потратит на реставрацию центральных районов и туристическую инфраструктуру). В 2020-м вдвое увеличится федеральное финансирование по национальным проектам. На исполнение майских указов 2012 года, связанных с уровнем зарплат, в 2020 году город получит 113 млрд рублей. На финансирование нацпроектов, утверждённых в 2018 году, – 58,5 млрд рублей.

В итоге в 2020-м доходы Петербурга составят 664,747 млрд рублей, расходы – 701,403 млрд. Дефицит будет самым скромным с 2013 года – 36,65 млрд рублей. Александр Беглов говорил о чёткой социальной направленности бюджета. Впрочем, градоначальники рассуждают об этом не первый год.

Губернатор упомянул бесплатный проезд на электричках для пенсионеров и ещё пяти категорий граждан; доплаты к пенсиям; выплаты молодым мамам; доплаты за классное руководство учителям. Вообще 70% городских расходов связаны с госпрограммами Петербурга и «социалкой». Лидером по объёмам трат станет программа образования – 156,6 млрд, это на 18% больше, чем в 2019 году.

На цели развития в 2020-м предусмотрено 15% от всех расходов. Это шесть основных направлений: содержание города, благоустройство, транспорт, исторический центр, поддержка промышленности, строительство и социальная инфраструктура. На улучшение городской среды и создание новых общественных пространств в этом году бюджет потратил 2,5 млрд рублей, в следующем израсходует 3 млрд, а в 2021-м на благоустройство выделят уже 5 млрд рублей.

В сфере транспорта губернатор выделил два проекта. Это интеграция железной дороги во внутригородские перевозки и переход общественного транспорта на регулируемый тариф. Город получит железнодорожное полукольцо, за его территорию выведут грузовые потоки, будут построены и реконструированы путепроводы и переезды. В железнодорожную инфраструктуру за 10 лет вложат порядка 500 млрд рублей. Потребуется и участие городского бюджета – 20–25 млрд рублей ежегодно, но доля Петербурга составит менее трети от всех инвестиций.

Рассуждая об историческом центре, губернатор заявил, что надо переходить к его сохранению через развитие. Для этого запускают пилотный проект по созданию Почтового квартала. В следующем году на проектирование и приспособление под современное использование зданий на Почтамтской улице и улице Якубовича выделят 11 млн рублей.

«Ликвидация дефицита объектов социальной инфраструктуры – это приоритет адресной инвестиционной программы. В следующие три года к вводу запланировано 56 детских садов, 26 школ и 23 объекта здравоохранения. На их строительство и приобретение в 2020–2022 гг. предусмотрено более 98 млрд рублей. На реконструкцию и строительство дорожных объектов – 33,8 млрд рублей. На метро – 65 млрд рублей за три года. Правительство города готово увеличивать эту сумму, но «Метрострой» может осваивать только 13–14 млрд рублей в год. На развитие инженерно-энергетического комплекса – 65 млрд рублей. Всего за три года на адресную инвестиционную программу будет направлено 313 млрд рублей», – рассказал Александр Беглов. Но, по его словам, для улучшения качества жизни горожан потребуются дополнительные затраты – поправки внесут ко второму чтению.

Ждите обещанного

Депутаты живо интересовались, какие управленческие решения нужны, чтобы исполнялась адресная инвестиционная программа. Её реализация срывается уже пять лет подряд. Губернатор заверил, что теперь планирование, формирование и реализация программы закреплены за Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию. Кроме того, чиновники стараются сократить сроки проектирования, развивать проекты повторного применения. А что касается нерадивых подрядчиков, здесь власти связаны законодательством о госзакупках. Однако губернатор пообещал «жёстко работать» с подрядчиками, которые не выполняют свои функции. Кстати, по данным председателя Контрольно-счётной палаты Вадима Лопатникова, часть бюджетных расходов не имеет обоснования в законе. А в АИП не включены 15 объектов, по которым выдан 1,8 млрд рублей авансов, но готовность составляет менее 60%. Не востребована проектная документация на сумму 2 млрд рублей, разработанная с 2010 года.

Депутат Оксана Дмитриева предложила полностью возложить бремя расходов на создание социальных объектов на застройщиков. Видимо, она не в курсе, что некоторые компании и так строят и дарят городу школы и садики. Александр Беглов пояснил: «Мы заложники старых решений. Есть обязательства, но нет денег. Но мы эти обязательства выполним, хотя, может быть, позже. И мы работаем с инвесторами. К 2025 году надо построить 300 социальных объектов. Мы уже договорились, что 130 из них возведут инвесторы и более 50 объектов безвозмездно передадут казне».

Депутат Борис Вишневский уже не первый раз недоумевает, почему бюджет снова выплачивает частному концессионеру ЗСД крупную сумму (5 млрд рублей), а финансирование расселения коммунальных квартир снижается. Такими темпами город от них избавится только через 30 лет.

Депутат Ольга Ходунова заявила, что социальная направленность бюджета основана на деньгах самих горожан. Ведь основные доходы – это налоги физических лиц. При этом расходы горожан растут, стоимость проезда на общественном транспорте повышается, сокращается финансирование метрополитена. И вообще в бюджете нет условий для роста экономики, промышленности и увеличения инвестиций. Это бюджет обещаний.