НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 14:03

Аварийность на «упрощёнке»

25 июня 2020 в 11:23

Вступают в силу новые правила обследования и оценки состояния аварийных жилых домов.

Полгода назад, 24 декабря 2019-го, Минстрой выпустил приказ №853 – об утверждении свода правил технического состояния зданий. В нём было указано, что документ вступает в силу через шесть месяцев. Правила относятся к домам высотой до пяти этажей.

До сих пор техническое обследование жилых домов должно было соответствовать ГОСТу 31937-2011. Это сложная, дорогая и продолжительная процедура. Она предполагает обмеры и обследование всех конструкций и инженерных систем.

По оценкам разработчиков, новый порядок позволит сократить время и затраты в несколько раз. Обследовать можно не все конструкции, а «не менее 10%». Чтобы дом признали аварийным, эксперты должны установить признаки аварийности «не менее 5% несущих конструкций хотя бы одного типа (несущие стены, колонны, плиты и балки перекрытия)». Или 3% – если речь о двух типах элементов. Те же критерии применяются для установления «ограниченной работоспособности».

На практике при определении аварийности случалась «война экспертиз»: жильцы заказывали свою экспертизу, администрация – свою; выводы, как правило, получались противоположные. Стороны втягивались в судебные процедуры…

По данным петербургского Жилищного комитета, с 2011 года межведомственная комиссия рассмотрела заявления по 203 домам; по 16 принято решение о реконструкции, 114 признаны аварийными и назначены к сносу; в 73 случаях оснований для признания аварийности оказалось недостаточно…

Теперь подпись под заключением экспертизы должен поставить специалист, входящий в СРО изыскательских организаций. (Как быть, если два члена разных СРО придут к разным выводам, в правилах не сказано. Но в данном случае эксперт рискует не только репутацией, но и лицензией.)

В комментариях к новому своду правил специалисты указывали, что количество заключений об аварийности в регионах определяется не реальным состоянием зданий, а возможностями бюджета по срочному расселению жителей.

К сожалению, к Петербургу это тоже относится.

На сайте ГосЖКХ приведены данные: в Петербурге в аварийном состоянии находятся 262 многоквартирных дома общей площадью 263 572 кв.м, в которых зарегистрировано более 2045 человек.

По каждому конкретному адресу можно спорить. Проще идти от фактов, которые не опровергнет никакая экспертиза. В Петербурге 4464 жилых дома, построенных до революции. Это 98 269 квартир. 9 млн кв.м. Нормативный срок жизни таких зданий – 100–150 лет, в зависимости от конструкции. Эти постройки по-любому выработали свой ресурс! И каждый год «по аварийности» (просто по возрасту) должны уходить 40–50 домов, а не 10–12. Но этого не происходит. Тут всего два варианта. Либо у нас дико эффективная программа капремонта. (Чего в действительности не наблюдается.) Либо у нас годами копится непризнанная аварийность. (Это больше похоже на правду…)

По данным NSP, неофициально полученным из официальных источников, сейчас в Петербурге доля «ветхих жилых домов» с техническим износом более 61%, составляет 5% жилого фонда – 7,99 млн кв.м. Это на порядок больше, чем в 2013 году: 0,5%, или 575 200 кв.м.

Новые правила от Минстроя проблему аварийности не решат. Наоборот: повсеместное их применение поставит перед бюджетами всех уровней новые задачи. Но их хотя бы можно будет обсуждать публично, опираясь на цифры и факты, а не на догадки и предположения.