НАШ ЦИТАТНИК: «Ситуация у девелоперов разная. Были те, которые органично развивались, не увеличивая долговую нагрузку. А есть те, кто агрессивно действовал за счет наращивания долга. Думаю, будут элементы продажи активов, перераспределения на рынке застройщиков...» Эльвира Набиуллина

22 декабря, 01:52

Судебные издержки

8 февраля 2016 в 14:50

Победитель международного архитектурного конкурса на концепцию «судебного квартала» Максим Атаянц отстранен от проектирования без объяснения причин и без оплаты. Новый авторский коллектив пригласят без всякого конкурса.

Таков итог почти трехлетней работы, связанной с улучшением конкурсного проекта по рекомендациям жюри конкурса, заказчика, Совета по культурному наследию и руководителя балетной труппы Бориса Эйфмана. Сначала из проекта убрали изначально предполагавшееся жилье для судей (вместо него жюри предложило разбить парк), потом меняли внешний облик Театра танца и в целом старались, чтобы масштабный комплекс в духе итальянской классики не выглядел слишком явной декорацией.

Впрочем, ни один международный конкурс в Петербурге пока не принес ожидаемого результата, и ни один победитель такого состязания (кроме разве что конкурса на «Невскую Ратушу») не увидел свой проект воплощенным без кардинальных изменений. Но даже на этом фоне история с «судебным кварталом», мягко говоря, удивляет: победители конкурса не получали каких-либо премий, им обещали, что их привлекут к реальному проектированию. Тем не менее дальнейшая работа с победителем строилась «по договоренности» — без контрактов и без оплаты. И закончилась. Внезапно. (Свои затраты на эту работу автор не раскрывает.)

Максим Атаянц даже не удивляется, что ему официально не сообщили об изменении планов заказчика. «Нам не заплатили ни копейки, но как я теперь понимаю, и к лучшему, — говорит он. — Иначе по договору все права на наши разработки перешли бы к заказчику, который мог бы использовать их по своему усмотрению». Похоже, к этому все и шло.

Теперь направлять работу архитекторов будет компания «Сатурн», которую в конце 2015-го по итогам закрытого тендера выбрали генпроектировщиком комплекса. Фирма занимается системами спецсвязи, а на разработку архитектурной части должна заключить договор с субпроектировщиком. При этом поначалу рассматривалась альтернатива: либо оформить контракт с мастерской Максима Атаянца, либо пригласить других специалистов для детальной проработки проекта на основе его концепции. «Я сообщил, что возражаю против использования своей работы в интерпретации других авторов, в таком случае у меня не будет возможности влиять на воплощение моих идей. И ручаться за результат не смогу», — комментирует г-н Атаянц. С тех пор общение сторон прекратилось.

На прошлой неделе стало известно, что проектировать «судебный квартал», скорее всего, будет мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая четыре года (вместе с мастерской Сергея Чобана) занималась этой площадкой в рамках проекта «Набережная Европы», а потом участвовала в конкурсе концепций на «судебный квартал». Другая новость — в квартал возвращается жилье, 600 квартир, поскольку власти Петербурга не смогли подобрать достойный участок в центре города для расселения представителей третьей власти.

Евгений Герасимов лишь подтверждает, что предложение от фирмы «Сатурн» поступило: «Мы рассматриваем возможность участия. Если примем это предложение, чужие наработки использовать не станем. И свои собственные копировать тоже не будем — ни «Набережную Европы», ни нашу конкурсную концепцию. Это будет иной проект, с учетом изменившихся факторов и пожеланий».

Любопытно, что на проектную часть запланировано чуть больше 100 млн рублей, раз в пять меньше, чем планировали выделить по предварительным расчетам. Но, как говорят архитекторы, это не та работа, где финансовые вопросы играют решающую роль.

В кулуарах ходят слухи, что предложение о проектировании сделано и другим мастерским.

Как бы то ни было, есть две версии происходящего вокруг «судебного квартала», так или иначе связанные с оптимизацией расходов.

1.В Управлении делами Президента произошла почти полная ротация кадров; возможно, новым сотрудникам не нравится итальянская классика, затраты на достойное исполнение которой будут немалыми. К тому же мастерская Максима Атаянца прежде не участвовала в крупных многофункциональных стройках, занимаясь в основном жильем.

2.Сокращение бюджета, возращение на площадку жилья, стремление завершить стройку в ближайшие пару лет заставляют искать мастерскую, хорошо знакомую с площадкой, которая сможет оперативно подготовить рабочую документацию (возможно, используя хотя бы частично свои прежние наработки).