НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 00:32

Банкрот вцепился в землю

2 июня 2016 в 07:00

Компания «ПромИнвест», которая строила жилой дом в Выборге, - банкрот. Однако суд запретил районным властям расторгать договор аренды участка с должником. Этого добились дольщики.

Первое разрешение на строительство семиэтажного здания (ЖК «Торкельская Ратуша»), рассчитанного на 74 квартиры, «ПромИнвест» получил еще в конце 2010 года. Стройка развернулась на пересечении проспекта Ленина с Рыбным переулком. Сроки работ и договор аренды участка с Выборгским районом продлевали не раз: нынешнее разрешение действительно до сентября 2016-го, а квартиры дольщикам обещали в конце 2015-го.

На объекте успели смонтировать подземную часть (фундамент, стены и перекрытия подвала), начались работы по устройству стен, колонн, перекрытий, лифтовых шахт и т.д.

Как потом выяснит суд, расчетные операции по счетам застройщика прекратились в конце 2014-го, однако компания еще успела предоставить отчетность о привлечении средств дольщиков за второй квартал 2015 года. Затем, как заверяют дольщики, пропал генеральный директор и владелец «ПромИнвеста» Ярослав Трубинов. Говорят, что он покинул страну.

В апреле 2016-го один из дольщиков подал иск о банкротстве застройщика, который суд удовлетворил. Банкротство идет по упрощенной процедуре: юрлицо фактически прекратило деятельность, а его руководитель отсутствует или невозможно установить его местонахождение. Кстати, зарплату конкурсному управляющему тоже платит инициативный дольщик.

Что касается обеспечительных мер, суд учел, что долг по аренде - это основание для расторжения договора Выборгским районом в одностороннем порядке. Но если это случится,  закончить стройку не выйдет, как и исполнить обязательства перед дольщиками-кредиторами. Ведь конкурсная масса потеряет по сути единственный актив, да и «седьмой параграф» (особенности банкротства застройщиков) применить не получится.

Вопрос достройки объекта обсуждала профильная комиссия под руководством заместителя председателя правительства Ленобласти Михаила Москвина. Дольщикам рекомендовали объединяться в ЖСК и достраивать объект самим, для чего конкурсный управляющий сначала должен зарегистрировать недострой. Причем лучше успеть, пока еще действует разрешение на строительство.

А вот с деньгами на завершение недостроя сложнее: из 74 квартир, проданными считаются 56 (хотя по последним  данным  - 50). Причем дольщики говорят, что перед исчезновением руководителя «ПромИнвеста» состоялись несколько сомнительных сделок. Например, на людей пенсионного возраста оформлено семь, а то и девять квартир. Так что ЖСК еще предстоит проверить легитимность этих договоров и факт их оплаты. Ведь продажа оставшихся квартир никак не покроет затраты на достройку. Пока удалось выявить только 24 «реальных» дольщика.

Граждане пытаются инициировать и уголовное дело в отношении руководства компании, но пока безуспешно. Проверка по подозрению в мошенничестве велась с ноября 2015-го, но дело не возбуждают из-за того, что невозможности опросить самого г-на Трубинова.