НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:36

Время бессмысленных и бесполезных приобретений прошло

29 июня 2009 в 06:00

Компания «Росса Ракенне СПб» (официальный дистрибьютор концерна HONKA в России) строит загородные дома уже четырнадцатый год. Она возвела четыре коттеджных поселка в Ленобласти, а также несколько коммерческих объектов (отели, дома отдыха, рестораны). Сейчас застройщик приступает к строительству поселка «Медное озеро-2». О сложившейся конъюнктуре в элитном сегменте, стратегии развития в условиях кризиса и многом другом рассказал председатель совета директоров компании Александр Царев.

Царев Александр Леонидович
председатель совета директоров
СК РОССА РАКЕННЕ СПб

Компания «Росса Ракенне СПб» (официальный дистрибьютор концерна HONKA в России) строит загородные дома уже четырнадцатый год. Она возвела четыре коттеджных поселка в Ленобласти, а также несколько коммерческих объектов (отели, дома отдыха, рестораны). Сейчас застройщик приступает к строительству поселка «Медное озеро-2». О сложившейся конъюнктуре в элитном сегменте, стратегии развития в условиях кризиса и многом другом рассказал председатель совета директоров компании Александр Царев.

– Александр Леонидович, в кризис вы приступаете к новому проекту. Из каких источников собираетесь его финансировать, есть ли договоренности с банками или инвесторами?

– Финансировать будем за счет собственных и привлеченных средств соинвесторов, не прибегая к банковским кредитам. Уверены: продукт будет востребованным. Мы завершили аналогичный коттеджный комплекс по соседству, и проект оказался весьма успешным. В этом году также заканчиваем поселок в Юкках. Не стоит терять оптимизма: мы пережили не один кризис.

Не думаю, что нынешние потрясения смогут радикально изменить конъюнктуру на загородном рынке, в том числе и в элитном сегменте. Ситуация непростая, но не катастрофическая, есть положительные моменты и в нашем бизнесе: сохранилась традиционная весенняя активность, есть интересные проекты с корпоративными заказчиками, да и на мировых рынках стали появляться позитивные сигналы. Мы стараемся оптимизировать себестоимость, учитывая снижение цен на цемент, арматуру и другие материалы. Комплектующие из Финляндии тоже немного подешевели.

– Снижали ли вы цены на свои объекты за время кризиса?

– Специальных акций не было. Можно говорить об оптимизации. Стоимость дома напрямую зависит от цен завода-производителя в Финляндии, а также от того, какой объем услуг приобретает у нас клиент, где собирается строить. Есть общий бюджет возведения дома, в котором поставка финских материалов составляет 20-25%. Затраты на фундамент, сборку, внутреннюю отделку, дизайн, инженерные системы, наружные сети и пр. тоже уменьшились. Поэтому сегодня цены примерно на 15% ниже, чем в 2008 году.

– В какой стадии находится проект апарт-отеля в Репино, заявленный в конце 2007-го совместно с компанией «Стройкомплект»?

– Он завершается. Насколько мне известно, «Стройкомплект» начинает продажи. Мы выступаем поставщиками и подрядчиками по сборке деревянных конструкций. Для нас это очень интересный опыт, задача была сложная: в короткие сроки поставить и смонтировать много объектов различной архитектуры и больших площадей. До конца лета надеемся полностью закончить свою часть работы.

– Когда намерены сдать поселок Honka Family Club? Сколько из 22 объектов осталось в продаже и каковы цены?

– Осталось пять участков, остальные проданы, дома на них построены либо строятся. Их цена зависит от площади, материалов и объема строительно-монтажных работ. Инфраструктура: спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, автомойка, административное здание — сдана в эксплуатацию еще в прошлом году. Сейчас занимаемся внутренней отделкой общественных зданий и благоустройством территории. Первые клиенты, надеюсь, заселятся уже летом. К концу года поселок будет полностью готов для проживания.

– Почему отказались от застройки участка у озера Вероярви, хотя арбитражный суд встал на вашу сторону?

– Нормальные и интеллигентные люди не игнорируют мнения тех, с кем общаются. В бизнесе тоже нужно вести себя корректно. Вопрос еще не закрыт, мы понимаем, что определенный негатив, возникший вокруг проекта, нужно учесть.

– По какой схеме вы работаете в Подмосковье и Пермском крае?

– Это совместные проекты. В Пермском крае основным инвестором и заказчиком выступает Пермская финансово-промышленная корпорация. В Подмосковье, надеюсь, в этом году приступим к строительству поселка из 20-25 домовладений, где будем соинвестором.

– В каждом вашем поселении предусмотрена обширная инфраструктура. Насколько она востребована сегодня?

– Однозначного ответа нет, каждый проект имеет свои особенности по локации, рельефу, окружению, надо учитывать также пожелания, психологию и уровень доходов будущих жильцов.

В комплексе Honka Family Club, например, сложный рельеф не позволял каждому обзавестись своим бассейном, поэтому мы решили построить спортивно-оздоровительный комплекс, где он предусмотрен. В «Медном озере» делать этого не стали, потому что местность и большой размер участков позволяют клиентам самим решить этот вопрос. Уверен, нельзя строить поселки без инфраструктуры вообще, иначе они будут походить на садоводства.

В городках на 20-30 домов рано или поздно все жильцы перезнакомятся, потом появится желание вместе заниматься спортом, проводить досуг. Самое главное — «попасть» в востребованную инфраструктуру. Я сам живу в первом поселке нашей компании и понимаю, что тогда мы допустили некоторые ошибки. Со временем мы все-таки расширили территорию общественной зоны и построили там теннисный корт и детскую площадку, сейчас думаем еще об одной спортплощадке.

– Платежи за инфраструктуру в городском элитном доме колеблются от $2 до $4 за 1 кв.м в месяц. Какие расценки получаются у вас?

– Думаю, укладываемся примерно в тот же диапазон, может, даже ближе к $2 за метр.

– Как вы оцениваете нынешнее состояние элитного сегмента? Насколько изменились предпочтения покупателей?

– Год назад анонсировали огромное число поселков, реализация которых вызывала сомнения. Большинство новичков появилось на волне спроса на загородную недвижимость. Они решили попробовать свои силы, понять, насколько интересен этот сегмент. В загородном домостроении все значительно сложнее, чем на городском рынке. Поэтому я опасаюсь за проекты неопытных компаний, многие из которых стартовали на заемные средства.

Наиболее проблемными будут объекты, ориентированные на средний класс, потому что расчет был на возможности кредитования и ипотеки. Думаю, некоторые застройщики будут минимизировать заявленные параметры, в том числе по инфраструктуре.

– Участники рынка заговорили о рационализации роскоши. Действительно ли происходит переоценка ценностей и начинает преобладать функционал?

– Смотря что подразумевать под роскошью. В 1995 году, когда мы начинали, никто не мог предположить, что деревянный дом может быть элитным. Сегодня все изменилось, люди все чаще говорят об экологии. Наверное, время бессмысленных и бесполезных приобретений прошло, но это не связано с кризисом. Бизнес постепенно обретает цивилизованные черты и кардинально отличается от того, каким он был в середине 1990-х. Большинство клиентов стало зарабатывать деньги своим трудом и рачительнее планировать свои расходы.

– Что такое элитное жилье в вашем понимании? Какими характеристиками оно должно обладать?

– Во-первых, это современные инженерные системы и материалы. Другой важный, хотя и более размытый критерий — то, насколько уютно и свободно чувствует себя человек в доме. А ощущение комфорта возникает только тогда, когда дом правильно спроектирован, с учетом интересов хозяина и его домочадцев.

Например, если человек любит плавать — должен быть бассейн, если занимается спортом — тренажерный зал, если он музыкант — нужна студия (у нас был и такой заказ). Значение имеет и размер участка: на шести сотках не бывает элитного продукта. Важны вопросы экологии и социального окружения. Выезжая из мегаполиса, человек хочет отдыхать, поэтому должен быть и соответствующий уровень сервиса в поселке.

– А какое место в этой иерархии занимает местоположение объекта?

– Это один из приоритетных критериев. Дом должен располагаться в разумной удаленности от города. Наши поселки, например, находятся в 20-40 км.

– Нужна ли загородному рынку классификация?

– Безусловно, определенные правила нужны, особенно если учесть массовый выход на рынок новых игроков. Критерии должны вырабатываться, вопрос только в том, насколько они будут объективными.

– Сколько компаний в Петербурге и области строит по-настоящему элитные поселки и каково общее число проектов в этом сегменте?

– Игроков, наверное, 10-15. Но при этом я не могу вычеркивать из списка серьезных городских застройщиков, структуры которых стали осваивать субурбию. Поэтому общее число может быть и чуть больше. А проектов — до 20.

– Можете обрисовать портрет вашего покупателя: его положение, достаток, запросы, возраст, цель покупки?

– Чаще всего это владельцы бизнеса 35-45 лет, которые понимают, чего хотят. Порядка 90% из них строят, задумываясь в первую очередь о семье. Меня радует эта тенденция, когда люди заказывают проект дома, в котором может проживать сразу несколько поколений: дети, родители, бабушки. Покупают как для сезонного, так и для постоянного проживания. Инвестиционных приобретений немного.

– Как выбирали себе городскую квартиру? Какие критерии стали решающими?

– Главное — местоположение, близость к центру и до офиса рукой подать. Центр позволяет более активно участвовать в городской жизни: театры, концерты, музеи, рестораны и прочее. Если живешь не в центре, всегда можно найти повод не пойти куда-то, это особенно усугубляется с возрастом. А когда ежедневно проходишь мимо архитектурных шедевров, красота воздействует на тебя: город — живой, он тебя формирует, разгружает психологически. Это важно для меня и моей семьи.