НАШ ЦИТАТНИК: «Необходимо наращивать сегмент ИЖС, обращать особое внимание на предоставление земельных участков, на их обеспеченность инфраструктурой, создание надежных механизмов для того, чтобы граждане могли вкладывать средства в индивидуальное строительство...» Владимир Путин

15 апреля, 23:36

Где стоит ждать всплеска девелоперской активности и пора ли скупать участки под строительство?

Сегодня в 08:30

В петербургской агломерации в стадию активной реализации выходят крупные транспортные проекты (Широтная магистраль и другие трассы, новые мосты через Неву и линии скоростного трамвая…). По сути, в мегаполисе формируется новый транспортный каркас, уже в ближайшие годы способный поменять привычную логистику и дать толчок развития новым территориям.

Редакция NSP.RU расспросила экспертов петербургского рынка недвижимости о том, где стоит ждать всплеска девелоперской активности и где пора скупать участки под строительство? В каких районах в обозримом будущем подрастут цены на недвижимость благодаря «транспортной составляющей»? Какие территории с точки зрения транспортной доступности остаются в агломерации «проблемными»? И какие варианты для их развития стоит рассмотреть городским и федеральным властям?  

Подробнее об этом мы будем рассуждать на ежегодной конференции «Именины Петербурга», которая пройдет уже 28 мая. Приглашаем!  

Дмитрий Баранов, эксперт ассоциации «Пошли-поехали», ведущий инженер OTS Lab:  
– Есть места, известные плохой транспортной ситуацией, но где в ближайшее время ожидаются улучшения. Это территории «серого пояса» возле ж/д станций Броневая, Полюстрово, Волковская. Это Кронштадт: там сейчас активно развивается улично-дорожная сеть и планируется освоение бывшей заболоченной отмели вдоль дамбы.   
Еще интересное место между Пискаревкой и Пороховыми, где должно появиться продолжение проспекта Маршала Блюхера. Хотя это скорее территория для промышленных объектов, но есть места и для жилой застройки. Раньше перспективы были так себе, но запущен «Чижик», появится электробусный парк, плюс выезд с проспекта Маршала Блюхера на Дорогу жизни. Ожидаю, что место станет бойким. Там уже сейчас неплохо идет развитие улично-дорожной сети (пробивка ул. Коммуны), вдобавок поблизости довольно красивые новые парки вдоль Охты – бывшие депрессивные территории, получившие современное благоустройство.   
Ситуация с транспортом будет улучшаться в Адмиралтейском районе, где появится станция метро «Театральная», в районе Арсенальной улицы (вероятно, там будет следующий новый мост через Неву). А еще – в Коломягах, где планируется строительство Орлово-Денисовского проспекта, который свяжет Шувалово с Комендантским.   
Тревожит ситуация с Измайловской перспективой: плохо продуманная УДС, плохая связность, много ограничений. То же и с намывом В. О. Эти две территории я считаю крупными градостроительными ошибками, нарушившими функциональный баланс. Большой скепсис по поводу территорий к северу от крематория. Там очень большой объем строительства, но территория без особых перспектив в ближайшие годы.  
Шушары (там строится новая линия легкорельсового транспорта «Славянка») – неоднозначное место. С одной стороны, новый, современный транспорт, значительно улучшающий транспортную доступность. С другой стороны, есть опасения, что узким местом станет станция «Купчино».    
В южных пригородах большие планы: южная широтная магистраль, новые линии легкорельсового транспорта, ж/д станции. Город очень ориентирован на юг, но не стоит обольщаться. С точки зрения территорий там уже все поделено, а такие объемы инфраструктуры город вряд ли вытянет. Низко летающие самолеты ограничивают развитие территорий, и жить в таких местах не особо комфортно. Лучше бы там развивали «промку». Но уже поздно...   
По Ленобласти: в Мурино и Новосаратовке транспортные проблемы решаются слишком медленно. На северо-востоке, где должен появиться обход Мурино (Санкт-Петербург – Матокса в створе Пискаревского пр.), тоже есть сомнения: дорогу построят, но она упрется в перегруженные узлы ближе к центру города. Еще для агломерации был бы очень полезен мост через Неву в Усть-Славянке, продолжающий ЮШМ в Новосаратовку. Но городу он не особо нужен, а Ленобласть не предпринимает усилий для включения его в планы развития.  

Вадим Парадник, генеральный директор ГК «Глобал ЭМ»: 
– Масштабные транспортные проекты, такие как ШМСД, скоростной трамвай «Славянка» и Большой Смоленский мост, могут существенно изменить транспортную инфраструктуру мегаполиса. Они улучшат транспортную связность центра Петербурга и жилых районов Ленобласти, создадут условия для редевелопмента территорий «серого пояса». Однако некоторые эксперты считают, что эти проекты не решат проблему транспортных заторов в районе между Малой и Большой Охтой.   
Перспективными точками развития могут стать набережные Октябрьская и Обуховской Обороны. В этом месте появятся съезд с ШМСД по улице Седова к левому берегу Невы, съезд на Союзный проспект к правому берегу и новый мост между ними. Здесь много старых промышленных территорий под редевелопмент, а также прекрасные виды на реку и зеленые зоны. Девелоперы уже проявляют интерес к этому району, и с улучшением транспортной доступности количество проектов может увеличиться.   
Перспективными могут стать новые девелоперские проекты в районе Колтушей, Янино, Новосергиевки, Разметелево и дальше по Колтушскому и Мурманскому шоссе, куда в 2030 году выйдут два последних отрезка ШМСД. На юге города скоростная линия трамвая может стимулировать новые проекты в районе Славянки, особенно с учетом ее привлекательного расположения относительно парков Пушкина.   
Не стоит забывать и о планах по строительству новых станций метро. На юге города могут значительно увеличиться жилые массивы около будущей станции «Юго-Западная» на улице Маршала Казакова. На севере – вокруг станций «Планерная»/«Шуваловский проспект», а в перспективе – у станции метро «Каменка», территория которой уже активно застраивается. 

Приглашаем на «Именины Петербурга»

Александр Свинолобов, генеральный директор девелоперской компании STAVNI:  
– Девелоперская активность в Петербурге не зависит от наличия транспортной инфраструктуры. В условиях ограниченных земельных ресурсов более значимыми являются зоны допустимого размещения жилых объектов. 
В Петербурге стоит приобретать участки везде, где присутствует обозримая перспектива реализации жилого проекта, а также есть экономическая целесообразность. 
Транспортная инфраструктура больше влияет на стоимость жилья, как в положительную (близость метро), так и в отрицательную сторону (не все хотят жить рядом с трассой, например). 
Для области наличие транспорта может быть крайне важным фактором, так как там много неосвоенных территорий, для которых транспорт является первостепенным условием. 
Строительство ШМСД улучшит транспортную доступность Московского, Фрунзенского, Невского районов, особенно интересными для освоения станут участки, расположенные в 5–10 минутах от въезда на магистраль. 
Первостепенное значение имеет развитие внеуличного общественного транспорта, особенно метро, трамваев и железнодорожного сообщения, которые не зависят от дорожных пробок. 
Также желательно внедрить единую систему оплаты для города и области, так как жители приграничных территорий часто пользуются несколькими видами транспорта: сначала автобусом до железнодорожной платформы, затем электричкой, потом метро и, возможно, автобусом до места работы. Это увеличивает стоимость передвижения, что снижает мобильность жителей. 

Анастасия Казаченко, градостроитель, автор ТГ-канала «Застройка Санкт-Петербурга»: 
– Участки под строительство в городе преимущественно раскуплены или продаются по высоким ценам. Скупать их могут небольшие инвесторы в промышленных зонах поблизости от въездов/съездов на крупные транспортными магистрали (ШМСД, например), в деловых и жилых зонах у новых станций метро, остановок ж/д транспорта (в том числе ВСМ) и трамваев (на периферии). Инвесторам, работающим в области, стоит следить за информацией по КАД-2 и ШМСД.   
Цены подрастут там, где в скором времени будет метро, железнодорожные станции и удобные въезды/выезды на ШМСД (4–5-й этапы).  Проблемы остаются во всех поселениях, примыкающих к городу, а также на городских территориях (Шушары). Для их решения необходимо продумать систему распределения мест приложения труда, уменьшить маятниковые миграции; построить ранее запланированные транспортные объекты; добавить объекты общественного транспорта (трамваи, метро); добавить пробивки над/под КАД. Город с областью должны взаимодействовать по срокам и финансированию строительства транспортных объектов.   

Александр Варданян, заместитель генерального директора ПДК «Созвездие»: 
– Развитие транспортной инфраструктуры играет ключевую роль в формировании городского пространства. Транспортный каркас является «градообразующим» и «градоразвивающим» элементом.  
Одним из важнейших объектов является высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург. Реализация проекта уже влечет за собой строительство продолжений нескольких улиц в районе Обводного канала, а также размещение ТПУ «Южный». Появление нового вокзала приведет к увеличению спроса на жилье и коммерческую недвижимость. Кстати: буквально в километре от Московского вокзала расположены участки под строительство гостиницы и бизнес-центров с выполненной внешней инженерией. Мы прогнозируем существенное повышение их инвестиционной привлекательности. Возрастающий спрос на покупку пятен под застройку в центре города уже заметен. 
Некоторое время назад в качестве «проблемной» территории в плане транспортной доступности можно было бы назвать Колпинский район. Там продолжается строительство крупного жилого массива в районе Красного Кирпичника. Заявлены несколько социальных объектов, а также продление ул. Севастьянова. И это также происходит вокруг нашего объекта, индустриального парка площадью 5,5 га на ул. Севастьянова.  
Для устойчивого социально-эко­номического развития города важно инвестировать как в модернизацию существующей системы транспорта, так и в разработку новых проектов. Делать это можно совместными усилиями власти и бизнеса через механизм ГЧП.  

Елена Аккуратова, директор по маркетингу компании «Охта Групп»: 
– Мы видим, как растет интерес к локации, где находится наш проект Лофт-квартал «Скороход» у станции метро «Московские ворота». Во многом это связано с тем, что уже начаты работы по возведению станции метро «Заставская». Это новая, коричневая ветка, которая соединит Красносельский и Калининский районы города. Кроме того, планируется пробивка Лиговского проспекта и Парфеновской улицы, что создаст дополнительный трафик – как транспортный, так и пешеходный. Соответственно, привлекательность коммерческих площадей в этом районе значительно увеличится. 

Кирилл Кудинов, основатель инвестиционно-строительной компании Inreit и сети апарт-отелей Port Comfort: 
– Развитие транспортной инфраструктуры традиционно выступает одним из главных драйверов девелопмента. В связи со строительством ШМСД и Большого Смоленского моста можно ожидать появления ЖК по обе стороны Невы, в районе станций метро «Елизаровская» и «Пролетарская», в Уткиной Заводи и выше в сторону Кудрово. Будет развиваться территория в Янино. Продолжит активно отстраиваться Приморский район в сторону Суздальского шоссе, где в обозримом будущем появятся три станции метро: «Богатырская», «Каменка» и «Шуваловский проспект». По максимуму продолжат возводить ЖК на обширном намыве Васильевского острова. Тем более там ожидается появление своей станции метро «Морской фасад». 
Новыми объектами пополнится Юго-Запад, по обе стороны проспекта Героев. В Адмиралтейском районе речь идет об освоении Матисова острова, там уже стартуют жилые проекты. И транспортные перспективы этому благоволят: скоро откроется станция «Театральная» и ожидается строительство Ново-Адмиралтейского моста, который соединит Английский проспект с Васильевским островом. 
К слову, по ту сторону этого моста, в районе станции «Горный институт», также можно ожидать новых проектов вблизи или даже в границах нынешней промзоны и выше в сторону Большого проспекта. 

Светлана Кузьменко, руководитель проекта «Лайф Апарт Октябрьская»: 
– На протяжении последних десяти лет мы наблюдаем смену парадигмы: локации, традиционно считавшиеся депрессивными, на глазах приобретают статус респектабельных. Территория Обводного канала, правобережная сторона Невы усилиями девелоперов из «серого пояса» преобразовались в популярные жилые кварталы. И даже для отельного бизнеса локации стали привлекательны: гостиница 5* Gamma на Обводном, 130, Well на Обводном, 118, «Лайф Апарт Октябрьская» на Октябрьской наб., 56. Стремительно развивается бывшая промзона в районе Московских ворот – за жильем приходят отели и инфраструктура индустрии гостеприимства. 
Если раньше основным критерием престижности локации считалась близость к центру, в настоящее время в каждом районе сформированы собственные точки аттракции. Значение приобретает не столько связь с центром, сколько связь между районами. 
В ближайшее время стоит ожидать ускоренного развития правобережной части Невского района, где еще достаточно недооцененных мест.
 
Мария Кононова, директор по маркетингу ИСГ «МАВИС»: 
– Полагаю, возрастет интерес клиентов и инвесторов к Невскому району. Большой Смоленский мост соединит улицу Коллонтай и Большой Смоленский проспект, дополнительно связав левый и правый берега Невы. Здесь же запланировано строительство трех дополнительных развязок. Это создаст добавленную стоимость для расположенных поблизости ЖК, появятся лоты с видом на разводной мост.  
Район Шушар и Славянки станет более популярным после ввода скоростного трамвая, но говорить, что эти локации станут точкой притяжения клиентов, пока рано.  
Еще один масштабный проект – ШМСД. Транспортная доступность Всеволожского направления улучшится, возрастет девелоперская активность и стоимость лотов. 
Новые транспортные развязки важны. Но все же участки, которые появляются в городе, играют большую роль в формировании планов девелоперов. Речь идет про освобождающиеся земли, где располагаются бывшие промышленные строения, в центре или рядом с ним. Редевелопмент в Петербурге сейчас активно развивается, поскольку свободных пятен для застройки в городе практически не осталось. И здесь критерий транспортной доступности отходит на второй план.  

Даниил Торопов, руководитель отдела продаж ЖК «Loft y Озера», ООО «Специализированный застройщик «Интеском»: 
– В ближайшие годы в Петербурге и Ленобласти ожидается открытие нескольких станций метро, которые смогут улучшить транспортную ситуацию. Также идет строительство мостов и развязок: завершение Широтной магистрали (Витебская развязка, новый мост через Неву в створе Большого Смоленского в 2028 году). Один из масштабных проектов в Ленобласти – будущее строительство КАД-2, оно должно начаться в 2027–2028 годах. 
Девелоперы будут рассматривать территории в непосредственной близости (20–30 км) от Петербурга и крупных райцентров Ленобласти, где пока нет массового строительства. Уже очевиден тренд на мало- и среднеэтажные комплексы, где яркая архитектура сочетается с качественным благоустройством территории, функциональными планировками и наличием всей необходимой инфраструктуры в составе ЖК. 

Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест»: 
– Строительство Широтной магистрали или новых мостов через Неву вряд ли станет толчком для развития новых территорий. Все-таки в основном это черта города, где и так немного свободной земли. Такие проекты способны лишь перераспределить транспортные потоки и снять нагрузку с проблемных участков городской дорожной сети. С повышением девелоперской активности скорее будет связано строительство вылетных магистралей и КАД-2. Они в перспективе способны значительно «приблизить» к петербуржцам пригороды. К примеру, северное и восточное направления за счет уменьшения времени доступа до Петербурга могут дать толчок для реализации проектов в самых разных сферах – от жилищных до производственно-складской недвижимости. Среди таких проектов «на перспективу» можно назвать транспортный обход Мурино, электричку до Сертолово и заключительную очередь ШМСД, которая дойдет до Всеволожска.  
За счет уменьшения пробок получит развитие значительное число территорий, вполне перспективных для малоэтажной и среднеэтажной застройки. Плохая доступность и регулярные пробки всегда была главным тормозом освоения пригородных локаций. А появление новых магистралей сразу существенно повышают привлекательность территории. В качестве простого примера можно привести Янино, которое после расширения Колтушского шоссе до четырех полос стало привилегированной локацией: возможность добраться за 15–20 минут до Петербурга дало новый импульс спросу на новостройки и способствовало приходу новых игроков. 

Георгий Фролов, руководитель проектов в компании «STEP. Транспортные решения»:   
– В Петербурге пора застолбить наконец долгосрочные планы строительства метро. В идеале это должна быть вообще одна линия – диаметр, который город сфокусированно строит.  
У метростроителей не должно быть риска, что завтра стройку остановят, щит заберут и отправят на другой конец города. А предсказуемый график строительства метро начнет притягивать девелоперов. Пока же планы города периодически меняются. 
Например, можно было бы порадоваться за жителей Московского района и Лиговского проспекта. Планы по строительству шестой линии в центре (станции «Лиговский проспект-2», «Каретная», «Боровая») явно в приоритете из-за терминала высокоскоростной магистрали. Однако промежуточные станции метро и даже пересадки, запланированные на «коричневой» ветке, могут «пропасть» или быть отложенными на неопределенный срок. 
Для развития наземного транспорта нужен адекватный приоритетный проезд, выделенные полосы, обособление трамвая, коридоры скоростного автобуса и троллейбуса, которые везут пассажиров не только до ближайшей станции метро, но и между районами или в центр города. Взять для примера Большой Смоленский мост: там сразу заложили трамвайную линию, и это плюс. Однако сами проектные решения моста совершенно не ориентированы на общественный транспорт. Трамвай не стыкуется с линией на проспекте Обуховской Обороны, а доступность остановок ухудшится.  
Отказ от многоуровневых развязок на въездах на мост позволил бы решить многие из этих проблем – интегрировать мост с трамвайной линией на проспекте Обуховской Обороны, а также сделать остановки удобнее и доступнее. Кстати, без монструозных сооружений на въездах не возникло бы и головной боли с изъятием и сносом существующих построек вблизи моста.  
Ориентированного на общественный транспорт подхода хочется ждать и от дальнейшего продления этого коридора до улиц Салова и Благодатной. Эти же принципы могут лечь в основу реконструкции городских улиц для формирования каркаса магистральных выделенных линий наземного транспорта.  

Евгений Бескровный, коммерческий директор компании LAR Development:  

– Петербургской агломерации давно требуются новые дороги и надежный транспортный каркас. Крупные проекты в транспортной сфере у нас всегда были большой редкостью и не столь масштабными, в отличие, к примеру, от московской агломерации. Их реализация всегда оборачивалась мощными всплесками девелоперской активности. Достаточно вспомнить, как на фоне строительства ЗСД вырос спрос на недвижимость Курортного района и застройку прибрежных зон Финского залива. В районе Зеленогорска, Сестрорецка и в других курортных локациях существенно увеличилось число премиальных проектов в сфере жилой и коммерческой недвижимости, санаторных и гостиничных объектов. Причина такой активности – существенное улучшение доступности Курортного района. Например, от нашего проекта Ranta Residence благодаря ЗСД за 40 минут можно доехать до центра. Тогда как раньше транспорт стоял в пробках на Приморском шоссе.  
Новые крупные проекты: КАД-2, ШМСД, продление «красной» линии метро до Пулково и далее в Пушкинский район, ж/д ветка до Сертолово и др. – тоже станут мощным драйвером развития многих территорий вблизи Петербурга. На них будут востребованы любые функции – от ИЖС до промышленных и складских объектов. Тем не менее эти перспективы пока скрыты за границами 2030 года. Поэтому влияние новой логистики на векторы развития рынка недвижимости пока сложно точно прогнозировать из-за большого числа неизвестных. Что касается ближайших перспектив, это линия скоростного трамвая до Славянки, которая существенно улучшит транспортную доступность Пушкинского района. А также строительство магистральных подходов к «Лахта-центру» и, в частности, трассы М-49, которая сделает более привлекательными для девелоперов территории севернее Юнтолово.     

Наталья Кукушкина, начальник отдела продукта и аналитики Группы ЦДС: 
– Развитие транспортной инфраструктуры – безусловно, правильный шаг для любого города. Но есть два нюанса, которые необходимо учитывать. Первый: в каких районах улучшится транспортная доступность. Все обозначенные сейчас проекты призваны соединить с остальными районами города уже застроенные и обжитые кварталы. То есть речь идет не об игре на опережение, а о решении ранее накопившихся транспортных проблем. Это – часть нормальной жизни мегаполиса. Но маловероятно, что эта инфраструктура создаст возможности для активного развития новых, ранее не застраиваемых территорий. Оптимальным решением является синхронизация строительства новых кварталов и реализации инфраструктурных проектов.  
Второй нюанс: для кого предназначены новые транспортные проекты, для автомобилистов или для общественного транспорта? Например, Восточная хорда – это высокоскоростная магистраль. Если она будет функционировать по модели ЗСД, то общественный транспорт не сможет ею пользоваться. При этом для городской агломерации первостепенное значение имеет именно общественный транспорт. Нельзя пересадить всех горожан на автомобили. В этом случае дороги и сопутствующая инфраструктура займут половину городской территории, что приведет к ухудшению качества жизни для всех. Современная урбанистика доказала, что основной путь развития городов лежит через развитие общественного транспорта. В Петербурге много районов новой застройки, где ждут новые станции метро: Каменка, север Пискаревского проспекта, Уткина Заводь, западная часть проспекта Ветеранов. Одна станция метро или линия трамвая в таком районе окажет больший эффект для улучшения транспортной доступности, чем шести- или даже восьмиполосная магистраль. 
На вторичный рынок жилья новые дороги влияют неоднозначно. Когда под окнами домов появляются виадуки, шумовые экраны, съезды с мостов, а транспортный поток увеличивается в разы, это может снизить стоимость недвижимости. Для локации в целом новые транспортные объекты имеют положительный эффект, но жители домов вблизи магистралей часто протестуют против их строительства. Как, например, жители строящегося ЖК у ст. м. «Лесная», под окнами которых должна пройти трасса. То же самое было в период строительства моста Бетанкура или Дунайского путепровода. 

Александр Кравцов, управляющий партнер Fizika Development: 
– Новые транспортные артерии – это, по сути, смена правил игры. Мы ожидаем значительного оживления девелоперской активности из-за строительства Широтной магистрали, КАД-2. Формирование нового транспортного каркаса Петербурга открывает новые возможности как для точечной застройки, так и для масштабных проектов редевелопмента в черте города. На наш взгляд, стоит присмотреться к территориям вокруг Обводного канала. При хорошей транспортной поддержке этот район способен преобразиться и существенно поднять свой статус.  
Для нашего проекта на Матисовом острове дополнительным плюсом станет строительство Ново-Адмиралтейского моста, который свяжет центр города с Васильевским островом.  
Если рассуждать об агломерации в целом, в области по-прежнему проблемными остаются густонаселенные города, граничащие с Петербургом. И задача бизнеса и власти при строительстве КАД-2 не допустить подобных ошибок, а развивать жилые районы рядом с новыми транспортными артериями по заранее согласованной концепции. 

Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость (входит в Setl Group):
– С запуском крупных транспортных проектов, внимание девелоперов будет переключаться в том числе и на территории, которые ранее были менее привлекательными из-за проблем с транспортной доступностью. Если говорить о территориях, которые остро нуждаются в решении транспортных проблем, внимание следует обратить на районы за пределами или около КАД. Эти локации в последние годы стремительно развиваются и становятся центрами активного строительства новых объектов.  
В этом контексте новых решений требует и развивающееся в последние годы южное направление. Реализуемые там проекты, такие как трамвайная линия (Купчино-Шушары-Славянка) или Широтная магистраль, позволят значительно улучшить доступность расположенных там объектов. Среди них много крупных проектов с развивающейся инфраструктурой, например, ЖК Uviver City («Универ Сити») или «Парадный ансамбль» от Setl Group. В перспективе в этих направлениях планируется строительство корпусов СПбГУ и ИТМО, и развитая транспортная система станет хорошей основой для формирования новых образовательных кластеров.  
Если говорить о перспективности участков под строительство, то стоит обратить внимание на такие южные локации как, Пушкинский и Колпинский районы, даже в части прилегающего Тосненского района области есть потенциально интересные территории. На севере города тоже ведутся работы: строятся новые дороги, проектируются станции метро в новые районы застройки.  Их реализация привлечет внимание не только к самим этим территориям, но и создаст интерес к окружающим локациям под развитие. Для развития новых территорий требуется изначально решить транспортный вопрос, спроектировать дорожную сеть, продление основных магистралей, предусмотреть все необходимые выезды и т.д. 
Полагаю, что транспортную ситуацию могло бы улучшить строительство многофункциональных транспортно-пересадочных узлов для более эффективного функционирования и взаимодействия различных видов транспорта – от автобусов и трамваев до электросамокатов и каршеринга для обеспечения возможности быстро добраться до обособленных от основной городской застройки локаций.  

Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург»: 
– Девелоперы внимательно следят за динамикой развития петербургского метрополитена. Мы прогнозируем, что участки вдоль будущей Красносельско-Калининской линии будут особенно интересовать застройщиков: две первые станции планируется открыть уже в этом году, остальные – в среднесрочной перспективе. Запуск новой ветки метро инвесторы ждали давно, ведь это напрямую повлияет на логистику, улучшит транспортную доступность новых ЖК, которые строятся или готовятся к старту на этих территориях. Это, в свою очередь, повлечет за собой развитие коммерческой и жилой инфраструктуры ближайших микрорайонов. Кроме того, в условиях дефицита качественных земельных участков в черте города, девелоперы внимательно изучают локации, близко расположенные к ж/д станциям: этот вид наземного транспорта также позволяет жителям петербургской агломерации относительно быстро добраться до ключевых центральных районов города. 
Можно предположить, что Пушкинский район обладает потенциалом в этом плане с точки зрения развития и застройки: на данной территории строится скоростная трамвайная линия. Также локации, по которым будет проходить Красносельско-Калининской линия метро, будут востребованы у застройщиков: хотя частично эти территории находятся в так называемом сером поясе Петербурга, потребуется редевелопмент, потенциальный интерес и ликвидность таких зон будет только расти. И следует упомянуть. намыв Васильевского острова, который с развитием транспортной доступности останется одной из самых перспективных и интересных территорий в черте города. 
Проблемными с точки зрения доступности остаются участки, расположенные в Шушарах Пушкинского района, а также Мурино Всеволожского района ЛО, где объем возводимого и уже построенного жилья превышает возможности транспортного комплекса. И в итоге маятниковая миграция приводит к значительной нагрузке на все виды транспорта.