НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 12:13

Апартаменты должны быть дешевле обычного жилья примерно на 20%

24 ноября 2014 в 06:00

В декабре компания «СоюзИнвестДевелопмент» сдает в эксплуатацию первые два корпуса в комплексе апартаментов «Салют!» на Пулковском шоссе. Об особенностях этого формата, о плюсах и минусах жизни в арендованном помещении мы беседуем с руководителем проекта «Салют!» Сергеем Ногаем.

Ногай Сергей Львович
генеральный директор ООО «Пулково Скай», девелопер проекта STATUS
«Союз Инвест Девелопмент»

В декабре компания «СоюзИнвестДевелопмент» сдает в эксплуатацию первые два корпуса в комплексе апартаментов «Салют!» на Пулковском шоссе. Об особенностях этого формата, о плюсах и минусах жизни в арендованном помещении мы беседуем с руководителем проекта «Салют!» Сергеем Ногаем.

– На днях открылся апарт-отель YE’S. Вы присутствовали?

– Нет, я как раз был в отъезде. Но, конечно, знаю об этом комплексе.

– Как вы оцениваете конкурентную борьбу в сегменте апартаментов? Насколько острая?

– Пока серьезной конкуренции нет, этот сегмент находится в начальной стадии развития.

– То есть вы спорите за покупателя не между собой, а с застройщиками жилья?

– Мы пока еще боремся за право официально присутствовать на рынке, за то, чтобы этот формат закрепился в сознании официальных лиц и потенциальных покупателей.

В Москве планируют в этом году ввести 300 000–350 000 кв.м апартаментов, у нас пока и близко таких объемов нет. Они на порядок меньше. Кстати, столичная администрация начала менять отношение к апартаментам с нейтрального на негативное. Вышло постановление, в котором зафиксировано стремление нагрузить апартаменты социальной инфраструктурой, вводятся ограничения по назначению участков под такую застройку. Наши чиновники более лояльны.

– В Москве приняли постановление о том, что апартаменты можно строить на землях, предназначенных для возведения гостиниц, хостелов и т. д.

– Да, это понятный шаг, и мы в Петербурге строим как раз на таком участке. Какие-то ограничения постепенно будут вводиться и у нас, но реальная конкуренция начнется через полтора — два года. Пока это незаметно.

– Могут ли апартаменты — с ре­гистрацией договоров, с набором сервисов и пр. — повлиять на рынок аренды? Поднять планку требований к качеству?

– Когда мы выйдем на объемы ввода, хотя бы сопоставимые с московскими, это влияние может стать заметным. «Точечные» объекты, даже с хорошим сервисом, вряд ли изменят предпочтения и требования арендаторов.

В перспективе апартаменты создадут очень серьезную конкуренцию традиционному съемному жилью. Мы сейчас прорабатываем набор сервисов для комплекса «Салют!». В него будут входить и уборка, и смена белья — то есть гостиничные услуги. Более того, арендатор сможет получить у управляющей компании (в прокат) необходимую бытовую технику и даже посуду. Если человек приехал на месяц — зачем ее покупать?

Ниша этого формата — где-то между «серой» арендой и долгосрочным проживанием в гостиницах. У нас все-таки будет дешевле, чем в отелях, за счет масштаба: в первой и второй очередях — порядка 1100 помещений, доля затрат на обслуживание ниже.

– Аналитики отмечают стагнацию арендных ставок и рост предложе­­ния при сохранении объемов спроса. А еще ожидается выход на рынок инвестиционных квартир…

– Рынок аренды все-таки поделен на определенные локальные зоны: по районам, по мере удаления от метро. Пока, на мой взгляд, апартаменты размещаются в более выгодной локации, чем большинство вариантов на «первичке».

– Конечно, жилье в Мурино или в Девяткино уступает по потребительским характеристикам. Но ведь, например, и часть квартир в комплексе Viva, почти напротив вашей стройки, тоже приобретают в инвестиционных целях, чтобы потом сдавать…

– Если комплексы расположены по соседству, начинает работать фактор сервиса: в обычном жилом доме никогда не будет такого набора услуг — от прачечной до ресторана, куда можно спуститься на лифте. У нас на каждом этаже предусмотрены специальные комнаты — чтобы хранить инвентарь для уборки, постельное белье, посуду и так далее. Мы обыгрываем обычное жилье по уровню сервиса, но постараемся сделать его недорогим.

– Оставите какую-то часть помещений за собой, чтобы сдавать их самостоятельно?

– Этот вопрос будем решать по мере развития проекта.

– Управляющую компанию найдете на рынке или создадите свою?

– Мы уже практически определились с УК, к моменту ввода первых двух корпусов (в декабре) подпишем договор. Но пока соглашение не заключено, называть фирму было бы некорректно. Могу лишь сказать, что это компания, хорошо известная в сфере управления и эксплуатации.

– Некоторые девелоперы, работающие с апартами, устанавливают для владельцев гарантированный уровень доходности. Например, в комплексе YE’S — 10% годовых. У вас будет что-либо подобное?

– Это не наш бизнес. Но УК, которую мы привлекаем, конечно, подготовила свои программы. Она готова удивлять рынок.

– Налоговую составляющую в затратах на эксплуатацию пока не считали?

– У нас есть юристы, они постоянно отслеживают изменения в законодательстве. Пока радикальных новаций нет. Затраты выше, чем у владельцев жилья, но не в разы.

– Как распределяются ваши клиенты по интересам? Сколько из них покупают, чтобы жить, сколько — для бизнеса?

– Очень примерно — 50 на 50. Там более сложные мотивы. Например, на два-три года — чтобы дети жили, пока учатся, а потом сдавать. Или, наоборот, пока сдавать, а потом здесь жить. Четкое разграничение: покупать именно чтобы жить постоянно или чтобы зарабатывать, — встречается редко.

– Как менялась цена от начала к завершающей стадии проекта?

– Существенно — почти на 30%. Мы для себя установили: апартаменты должны быть дешевле жилья на 20%. И этой установки придерживались. Начали продажи в июле 2013‑го, на старте цена была 70 000–75 000 за метр, 1,85 млн за минимальную студию. Сейчас в первых двух корпусах планка не ниже 100 000 за «квадрат». И в них осталось примерно 15% помещений. К сдаче все или почти все продадим.

– По вашей оценке — проект успешный?

– Продажи шли несколько быстрее и по более высокой цене, чем мы рассчитывали на старте.

– Доллар помог?

– Разве что в последние месяц-полтора. Сейчас, безусловно, присутствует некоторый ажиотажный спрос. Но это не надолго. И нам это не по душе: мы предпочитаем стабильный рынок.