НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:02

Иногда отсутствие опыта помогает

15 февраля 2016 в 07:20

Компания «КамаСтройИнвест» участвует в сохранении исторического наследия Казани и одновременно вносит в центр татарской столицы ноту современной архитектуры. О том, как меняется город и какие возможности предоставляют девелоперам власти Татарстана, рассказывает Делюс Сиразетдинов, генеральный директор «КамаСтройИнвеста».

Сиразетдинов Делюс
генеральный директор
инвестиционно-строительная компания КамаСтройИнвест

Компания «КамаСтройИнвест» участвует в сохранении исторического наследия Казани и одновременно вносит в центр татарской столицы ноту современной архитектуры. О том, как меняется город и какие возможности предоставляют девелоперам власти Татарстана, рассказывает Делюс Сиразетдинов, генеральный директор «КамаСтройИнвеста».

— Что для компании главное: строительство жилья или приспособление старинных особняков под бизнес-центры и отели?

— Мы начинали с проектов жилой недвижимости для людей с высоким доходом. Это было вполне осмысленное решение, поскольку конкуренция в этом сегменте была относительно невелика. Первым проектом, для которого мы сами разработали концепцию, стал жилой дом бизнес-класса «Гринвич».

У нас тогда не было опыта в девелопменте. И это сыграло положительную роль. Если бы я с самого начала знал, какие сложности нас ждут, возможно, отказался бы от реализации проекта в таком виде. Для фасадов использовали четыре вида материалов: кирпич, стеклопанели, алюкобонд, архитектурный металл. Проектировщикам оказалось сложно соединить все это в рабочей документации. Они настаивали на упрощенных решениях, а мы возвращали их к первоначальному замыслу. В результате архитектурное решение на 95% воплотилось в жизнь. Проект стал финалистом федеральной премии Urban Awards 2014 в номинации «Лучший региональный жилой комплекс».

— В ваших проектах WHALE House, Rotterdam, Legato, «Красное яблоко» заметно влияние современной голландской архитектуры. Откуда это увлечение?

— Это не мое увлечение. Я по образованию финансист и не взялся бы принимать художественные решения. Изучая опыт разных бюро, мы познакомились с группой молодых ребят из студии Office DE. И хотя мы привлекаем к работе над концепциями и других архитекторов, 90% решений разработаны именно Office DE. Студия находится в Казани, ее сотрудники — люди энергичные и талантливые, много ездят по миру, изучают современную архитектуру, вдохновляются в том числе идеями голландцев.

— А как удалось убедить власти в том, что центру нужна современная архитектура?

— Сложностей с согласованием концепций не возникало ни разу. Прежде чем приступать к работе, мы обсуждаем с главным архитектором города все основные параметры. Потом предлагаем несколько вариантов.

Например, у WHALE House (комплекса апартаментов рядом с Казанским кремлем) сначала была совершенно другая концепция. Ее уже утвердили власти, когда оказалось, что в городе есть похожий объект. Поэтому мы решили полностью изменить стиль и предложили ту версию с белым, сложной формы фасадом, сбитым ритмом оконных проемов и открытой террасой на крыше, которая реализуется сейчас.

— Панорамные окна, террасы, эксплуатируемые кровли... Как восточный покупатель воспринимает такие элементы западного образа жизни? Вам приходится считаться с национальными традициями?

— Разочарую: из-за географического положения Казань часто воспринимают как восточный город, но он мало отличается от любого современного мегаполиса. Традиции сохранились в сфере гостеприимства и кулинарии. В градостроительстве национальные особенности не выражены ярко. Казанцы — люди современные, путешествующие, восприимчивые к новому. Они ощущают себя жителями третьей столицы России. После Универсиады и Чемпионата мира по водным видам спорта — еще и жителями спортивной столицы.

— Что в первую очередь привлекает покупателей: место, приватность территории, планировки, архитектура?

— Все началось с «Гринвича». Одной из «фишек» комплекса должны были стать красивые холлы. Когда мы выполнили точно по дизайн-проекту, клиенты убедились: мы делаем то, что обещаем.

Важный нюанс — обслуживание домов. Нужно содержать дворы, лестницы, подъезды так, чтобы можно было, не смущаясь, пригласить гостей любого ранга. Управление и эксплуатация коммерческой и жилой недвижимости — третье направление нашего бизнеса. Сначала управляющая компания создавалась не ради зарабатывания денег. Но теперь к нам обращаются собственники квартир в других жилых комплексах, чтобы мы взяли их на обслуживание.

— Состоятельный покупатель готов жить в центре, с его шумом, клубной жизнью, торговлей, высоким трафиком?

— Есть люди, которым нравится жить в тихой части центра, на закрытой территории. Кому-то ближе энергия и шум большого города. На мой взгляд, это зависит не от социального статуса или финансовой состоятельности, а от склада характера, возраста, семейного положения. В наших домах квартиры покупают довольно молодые люди — от 25 до 45 лет, семейные, с высоким достатком, чаще всего у них есть собственный бизнес.

— Таким людям удается объединиться в соседское сообщество? Они нуждаются в местах для общения, совместных праздниках?

— Мы стремимся создавать такие сообщества, но наши дома еще слишком молодые. «Гринвич» мы сдали в 2013 году, но полностью заселен он недавно, все делали ремонты. Что касается места для общения, то с этим в центре есть проблемы. Мало свободного пространства, придомовая территория едва-едва проходит по нормам, необходимым для устройства детских площадок, проезда. Поэтому в проектах WHALE House и Rotterdam мы предусмотрели эксплуатируемые кровли, чтобы летом было где поставить кофе-машину, провести время вместе, любуясь городом.

— Как вы поступаете с коммерческими помещениями на первых этажах?

— Мы их продаем. Первые этажи покупают преимущественно под торговлю. Мы, разумеется, смотрим на покупателя. Важно, чтобы не возникало шума, большого потока посетителей — того, что сопровождает торговлю в массовом сегменте. Но владелец дискаунтера и сам не захочет открывать магазин, например, в Rotterdam’е. Здесь нет его покупателя.

— Как родилась идея сделать реплику знаменитого Red Apple, свое собственное «Красное яблоко»?

— В 2011 году в нашей собственности оказались два смежных участка с разными видами разрешенного использования в Авиастроительном районе Казани. Чтобы пройти процедуру перевода, необходим был концепт жилого комплекса.

Проектировать в этом районе дорогое жилье не имело смысла. И мы для начала предложили довольно стандартный дом эконом-класса. Потом немного его улучшили, подтянув к комфорт-классу, но остались в той же ценовой категории. Расширили оконные проемы, поработали с дизайном фасадов, сделали двор, закрытый для машин и посторонних. Мы хотим еще установить на кровле солнечные батареи. В Казани этого еще никто не делал.

— Вас ждет маленькая война с монополистами…

— Надеюсь, что нет. Энергосбытовая компания выражает заинтересованность в передовом опыте.

###gallery###

— Что заставило вас участвовать в реконструкции исторического центра Казани?

— За два года до Универсиады возникла задача привести центр Казани в порядок. Власти провели несколько совещаний с представителями бизнеса, обратив внимание на некоторые объекты. Часть из них мы приобрели. Все активы находились в частной собственности. У нас не было времени торговаться, но никто из прежних владельцев не хотел сам заниматься реставрацией, поэтому продавали постройки относительно недорого. Роль города состояла в том, что охранные обязательства и разрешительная документация на проведение работ оформлялись исключительно быстро.

— Вы покупали памятники, не проводя исследований, не понимая, в каком они состоянии, во что обойдется их восстановление? А как же риски?

— Мы исходили из того, что в центре, который пока недооценен, не станет больше зданий и земли. Капитализация объектов будет расти. Даже если мы не сможем выгодно продать отреставрированные здания сейчас, через 5–10 лет сделаем это, покрыв и затраты, и инфляцию. Но три из десяти объектов уже реализовали, в том числе бизнес-центр на Большой Красной, в доме Токарева, памятнике конца XIX века. Этот дом нам удалось сохранить в виде, наиболее приближенном к первозданному.

— Прогноз оправдывается?

— Думаю, да. Одна из жемчужин Казани — Старая Татарская слобода. Здесь буквально за год развили туристическую инфраструктуру с прогулочными зонами, гостиницами. Небольшой отель Tatar Inn, который мы здесь построили, оказался вполне успешным. Здесь же, рядом с набережной озера Кабан, находится комплекс усадеб XIX века. Мы разместили в них офисы. Этот проект стал серебряным финалистом российского этапа FIABCI Prix d`Excellence 2015 в номинации «Наследие. Реставрация». И он стал для нас первым проектом такого типа. Мы, например, изобретали разные приемы, чтобы восстановить своды, утраченные на 70%. Я отдаю себе отчет, что это не реставрация в истинном смысле слова. Но кропотливые и затратные методы реставраторов подходят для музейных объектов. Привести в порядок центр, вернуть памятники в функциональное состояние — задача другого масштаба.

Досье

Инвестиционно-строительная компания «КамаСтройИнвест» (Казань) основана в 2006 году. До 2010 года оставалась компанией одного проекта — жилого дома на улице Фучика. После смены команды компания занялась строительством жилья бизнес- и премиум-класса с авторской архитектурой.