НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 12:59

На моих глазах рынок перешел от локальных проектов к комплексной застройке

10 мая 2017 в 10:21

Жилые комплексы меняются вслед за растущими запросами покупателей, а иногда и опережая их. Чтобы соответствовать требованиям рынка строители должны использовать новые технологии и материалы. О том, как изменился подход к возведению жилья, рассказывает технический директор компании «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» Андрей Хрусталев.

Хрусталёв Андрей Викторович
технический директор
Группа «Эталон»

Жилые комплексы меняются вслед за растущими запросами покупателей, а иногда и опережая их. Чтобы соответствовать требованиям рынка строители должны использовать новые технологии и материалы. О том, как изменился подход к возведению жилья, рассказывает технический директор компании «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» Андрей Хрусталев.

- На каких работах специализируется ваша компания?

- Мы выполняем функции генерального подрядчика. Организуем все производственные процессы на строительной площадке - от получения пятна до передачи готовых квартир дольщикам. Сейчас в компании работают около 300 человек. Есть три бригады, выполняющие монолитные работы, формируем четвертую. То есть помимо организации строительства мы своими силами возводим монолитные конструкции, а на специальные работы привлекаем подрядчиков.

- Когда вы пришли в компанию?

- В 1997 году. На последнем курсе института я писал диплом, женился и надо было зарабатывать. По рекомендации знакомого (в «ЛенСпецСМУ» никогда не брали просто людей со стороны) пошел работать в бригаду, выполнявшую различные работы при реконструкции жилого дома на Дубровской улице. Тогда в трудовой книжке появилась запись «транспортный рабочий второго разряда». Около полугода трудился в этой бригаде, затем недолго проработал в отделе продаж, но вернулся на инженерно-технические должности.

- Что нового появилось в отрасли за эти годы?

- Самое важное, что девелоперы перешли от локальных проектов к квартальной застройке. Такой комплексный подход лучше и удобнее как для города, так и для строителей. Район получает продуманные и современные кварталы. Строители же фактически организуют единую стройплощадку для нескольких домов, избегая лишних согласований. Выгода и в том, что работает один и тот же пул подрядчиков.

Что касается технологий, то, когда я начинал, вовсю использовали молотки, кувалды, кирки. Потом появились перфораторы, удобные дрели… Оборудование, средства малой механизации менялись на глазах и постоянно совершенствовались. Бригады стали меньше: стало возможным сократить число подсобных рабочих, увеличив число специалистов.

Своеобразным прорывом стали подземные паркинги. Еще недавно это было редкостью, а сегодня - норма. Уходя под землю на один-два этажа, мы оставляем больше места для уютных дворов с детскими площадками, местами отдыха и т.п.

- Сама технология монолитного домостроения изменилась?

- Ее приходилось адаптировать для жилищного строительства: ранее сборный монолит использовали при строительстве промышленных зданий. Сейчас технология обкатана, но нет предела совершенству. Глобально ничего не меняется, но какие-то улучшения постоянно происходят. Изменилась, например, технология армирования. Сейчас применяем сетки, используем более крупные элементы, а раньше всю арматуру вязали вручную. Опалубка изменилась – теперь можем делать различную высоту потолков в наших проектах, это важно, поскольку строим жилье повышенной комфортности.

Появились разные добавки, позволяющие ускорить или замедлить твердение бетона, что важно для работы в наших климатических условиях. Изменились технологии устройства кровли, используем более эффективные системы вентиляции, активно применяем вентилируемые навесные фасады, которые позволяют вести работы круглый год.

Держать «руку на пульсе» заставляет и меняющаяся нормативная база. И я сам, и наши технологи регулярно посещаем выставки материалов и оборудования, в том числе за границей.

- Что там можно взять на вооружение?

- Много новшеств в организации стройплощадки. Мне понравились решения, позволяющие в очень стесненных условиях организовать полноценный бытовой городок высотой до пяти этажей. Появляются интересные краны и подъемники на автомобильном шасси, позволяющие отказаться от части башенных кранов. Есть очень удобные варианты оснастки, опалубки, лесов, новые технологии подземного строительства, позволяющие работать в любых грунтах – в общем, есть, к чему стремиться.

- Насколько прижилась система трехмерного проектирования BIM?

- Мы давно ее используем, но я жду ее дальнейшего развития. С ее помощью ведем проектирование, что позволяет гораздо быстрее подсчитать и сверить объемы строительства, оценить стоимость проекта, выбрать лучшие конструктивные решения. Она позволяет в реальном времени проводить мониторинг качества и объемов строительства, оценивать, какие работы выполняются с отставанием от графика, а какие с опережением, и корректировать процесс. Все чертежи в электронном виде можем посмотреть он-лайн. Но следующий шаг - это применение BIM, связанное с заказом материалов, изменением объемов поставок, увязкой с бухгалтерией. Тогда это будет «просто песня».

- Работа над каким проектом вам больше всего запомнилась и почему?

- Это завершение строительства Пулковской таможни. Тогда я стал исполняющим обязанности начальника участка. Объект пришлось достраивать в жесткие сроки: от предыдущего подрядчика нам досталось только свайное поле. Кроме того, это режимный объект: специальные кабинеты и помещения, сложные коммуникации и инженерия – много нестандартных технических решений, да еще и секретность, плюс непрерывные проверки, которые устраивал заказчик. Пришлось мобилизовать все силы.

А второй примечательный объект - это жилой комплекс «Радуга», который мы закончили в 2008 году. С технической точки зрения - ничего сложного. Но строили его в кризис, так что пришлось оперативно корректировать технологический процесс, вплоть до ручного управления. Какие-то работы замедлялись, какие-то ускорялись, какие-то переносились. Но это позволило максимально загрузить собственные мощности холдинга (заводы стройматериалов, автопарк и т.д.), а главное - вовремя ввести в эксплуатацию комплекс со школой, детским садом, фитнес-центром. В итоге у нас было предложение квартир в готовом доме, что в кризис очень важно.

Досье NSP
Андрей Хрусталев родился в 1975 году. В 1997-м закончил Петербургский Университет Низкотемпературных технологий. В 2013-м прошел дополнительное профессиональное обучение в Петербургском Государственном Политехническом университете и защитил диплом по специализации «Промышленное и гражданское строительство», в 2015 году – диплом Петербургского Архитектурно-строительного университета по специализации «Экономика и управление предприятием». В 2015-2017 годах завершил дополнительное профессиональное образование «Управление проектами» и «Разработка стратегических планов развития компаний» в Открытой школе бизнеса.

В ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ» пришел в феврале 1997-го, c марта 1998-го переведен в АО «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» на должность мастера строительно-монтажных работ. Спустя полгода занял должность производителя работ. С 2000-го руководил работами по строительству ЖК «Морской фасад» в качестве старшего прораба. Начальник участка в проектах «Пулковская Таможня» и ЖК «Радуга», с 2010 года возглавлял отдел качества и гарантийных обязательств, с 2013-го - технический директор АО «ЛенСпецСМУ-Реконструкция», член технического совета ГК «Эталон».