НАШ ЦИТАТНИК: «Отмена льготной ипотеки стимулирует спрос на апартаменты, так как привлекательность квартир для инвесторов снизится. Если раньше люди покупали квартиру «под сдачу», используя льготную ипотеку, теперь они станут рассматривать другие варианты...» Евгений Тихоненко

20 июля, 08:57

Апелляционная комиссия экономит собственникам время

21 мая 2017 в 20:45

При петербургском Управлении Росреестра начала работать апелляционная комиссия. Она поможет владельцам недвижимости во внесудебном порядке разобраться со случаями, когда правообладатель получает извещение о приостановке процедуры кадастрового учета. Если речь идет о новых многоквартирных домах, это может затрагивать интересы сотен дольщиков. О работе новой структуры рассказывает член комиссии, генеральный директор Первого кадастрового бюро Андрей Козодаев.

Козодаев Андрей Николаевич
генеральный директор
Первое кадастровое бюро

– Система регистрации и так не выглядит простой и понятной. Для чего понадобилась еще одна структура?

– Апелляционная комиссия по кадастровому учету создана в соответствии с приказом Минэкономразвития № 193 от 30 марта 2016 года. Это, в общем, логично: в сфере кадастровых работ большой объем полномочий государство передало саморегулируемым организациям. В комиссию включены три представителя СРО кадастровых инженеров, входящих в Национальное объединение, и три представителя Управления Росреестра и Кадастровой палаты. Председатель комиссии — заместитель руководителя петербургского Управления Росреестра Андрей Вьюнов. Я участвую в этой работе как президент АСРО «Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада».
Но комиссия — не бюрократическая надстройка. Она действительно нужна собственникам. Каждая приостановка, а тем более отказ в постановке на учет — это потерянное время. Судебная процедура обжалования может занять многие месяцы. Одна из основных наших задач — сэкономить время правообладателей.

– Почему Кадастровая палата отказывает заявителям? Есть какая-то статистика?

– Проблема двоякая. С одной стороны, есть определенные пробелы в знаниях самих кадастровых инженеров. С другой — очень быстро меняется нормативная база, и органы регистрации не всегда успевают составлять необходимые технологические схемы. Например, до сих пор нет xml-схем для правильного занесения машиномест в Единый госреестр. А мы с января обязаны ставить их на учет, это полноценный объект недвижимости, он законодательно введен в оборот. Теперь обещают разработать формы к июню…
В ведение комиссии входит рассмотрение правомочности решений о приостановке учета. Изучив конкретную проблему, комиссия приходит к выводу: либо отказать, либо рекомендовать поставить объект на учет, включить его в реестр.
Ошибки неизбежны: введены неправильные данные, нет какого-то документа… Даже в самой серьезной компании, с грамотными специалистами ошибки все равно бывают. Более серьезные споры возникают, когда различные структуры по-разному толкуют строительные нормы. Например, проектировщики, УГАСН и Кадастровая палата не всегда сходились в том, как правильно считать этажи. Сейчас ситуация нормализуется.

– Комиссия создана в апреле. Уже начали работать?

– Да, прошло первое заседание. Решали организационные вопросы, утвердили положение о комиссии, рассмотрели несколько заявлений. Пара заявлений попала не по адресу, сразу хочу еще раз уточнить: мы не занимаемся проблемами регистрации, только кадастрового учета.

– Как часто будете собираться?

– По закону решение по заявлению правообладателя должно быть принято в месячный срок. Так что не реже, чем раз в месяц.

– Какие ситуации порождают больше всего проблем?

– Не все очевидно с адресной базой, особенно в районах новостроек, там, где возникают новые улицы. В Ленинградской области с этим бывают сложности. В Петербурге адресная система устоялась.
Есть расхождения в трактовке этажности: как учитывать выход на эксплуатируемую кровлю? Мы считаем, что это мезонин, то есть дополнительный этаж. Если в проекте он не указан и в разрешении на строительство его нет — то при сдаче в эксплуатацию и постановке на учет возникнут проблемы.
Главное — добиться единообразия в подходе. Чтобы в аналогичных ситуациях принимались однотипные решения. Комиссия, обеспечивая взаимодействие кадастровых инженеров и регулятора, должна нарабатывать практику, формировать методические рекомендации. Нужно анализировать массивы ошибок, определять и «расшивать» узкие места законодательства…

– Кто может обратиться в комиссию?

– Заявление может подавать или собственник, или его представитель (например, кадастровый инженер), или любое лицо по доверенности. Если не хватает какого-то документа — с этим на комиссию не надо идти.)

– Какие трудности вы предвидите?

– Сейчас основной объем работы — новостройки, учет изменений в параметрах объектов (в том числе — после реконструкции), оформление кадастровых паспортов на квартиры, переформирование участков (например, раздел).
Большой массив документов был передан в Кадастровую палату от ГУП «ГУИОН» в 2012 году. Люди обращались за изготовлением технических паспортов, специалисты ГУИОН выходили на объекты, в некоторых случаях фиксировали перепланировки. Так возникали расхождения в данных, внесенных в свидетельство о собственности, и сведениях кадастрового учета. Теперь надо вносить изменения в ЕГРН, иначе при совершении любой сделки расхождения всплывут, а владелец получит извещение о приостановке…
С января 2017-го не действуют градрегламенты в границах зон регулируемой застройки. В большинстве случаев на такой территории невозможно образовать участок. По оптимистическим прогнозам, регламенты примут в июле.
Предполагаю, что будет много вопросов в связи с переходом к единой системе координат (ГСК-2011).
Те проблемы и недостатки, которые мы видим, мы можем и должны доносить до законодателя. К сожалению, СРО напрямую не может быть субъектом законодательной инициативы. Надеюсь, мы сможем эффективно действовать через Минэкономразвития.
Работы много, но профессионалы справятся!