НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

20 мая, 20:04
21 мая 2017 в 20:45

Апелляционная комиссия экономит собственникам время

При петербургском Управлении Росреестра начала работать апелляционная комиссия. Она поможет владельцам недвижимости во внесудебном порядке разобраться со случаями, когда правообладатель получает извещение о приостановке процедуры кадастрового учета. Если речь идет о новых многоквартирных домах, это может затрагивать интересы сотен дольщиков. О работе новой структуры рассказывает член комиссии, генеральный директор Первого кадастрового бюро Андрей Козодаев.

Козодаев
Андрей Николаевич

генеральный директор Первое кадастровое бюро

– Система регистрации и так не выглядит простой и понятной. Для чего понадобилась еще одна структура?

– Апелляционная комиссия по кадастровому учету создана в соответствии с приказом Минэкономразвития № 193 от 30 марта 2016 года. Это, в общем, логично: в сфере кадастровых работ большой объем полномочий государство передало саморегулируемым организациям. В комиссию включены три представителя СРО кадастровых инженеров, входящих в Национальное объединение, и три представителя Управления Росреестра и Кадастровой палаты. Председатель комиссии — заместитель руководителя петербургского Управления Росреестра Андрей Вьюнов. Я участвую в этой работе как президент АСРО «Кадастровые инженеры Санкт-Петербурга и Северо-Запада».
Но комиссия — не бюрократическая надстройка. Она действительно нужна собственникам. Каждая приостановка, а тем более отказ в постановке на учет — это потерянное время. Судебная процедура обжалования может занять многие месяцы. Одна из основных наших задач — сэкономить время правообладателей.

– Почему Кадастровая палата отказывает заявителям? Есть какая-то статистика?

– Проблема двоякая. С одной стороны, есть определенные пробелы в знаниях самих кадастровых инженеров. С другой — очень быстро меняется нормативная база, и органы регистрации не всегда успевают составлять необходимые технологические схемы. Например, до сих пор нет xml-схем для правильного занесения машиномест в Единый госреестр. А мы с января обязаны ставить их на учет, это полноценный объект недвижимости, он законодательно введен в оборот. Теперь обещают разработать формы к июню…
В ведение комиссии входит рассмотрение правомочности решений о приостановке учета. Изучив конкретную проблему, комиссия приходит к выводу: либо отказать, либо рекомендовать поставить объект на учет, включить его в реестр.
Ошибки неизбежны: введены неправильные данные, нет какого-то документа… Даже в самой серьезной компании, с грамотными специалистами ошибки все равно бывают. Более серьезные споры возникают, когда различные структуры по-разному толкуют строительные нормы. Например, проектировщики, УГАСН и Кадастровая палата не всегда сходились в том, как правильно считать этажи. Сейчас ситуация нормализуется.

– Комиссия создана в апреле. Уже начали работать?

– Да, прошло первое заседание. Решали организационные вопросы, утвердили положение о комиссии, рассмотрели несколько заявлений. Пара заявлений попала не по адресу, сразу хочу еще раз уточнить: мы не занимаемся проблемами регистрации, только кадастрового учета.

– Как часто будете собираться?

– По закону решение по заявлению правообладателя должно быть принято в месячный срок. Так что не реже, чем раз в месяц.

– Какие ситуации порождают больше всего проблем?

– Не все очевидно с адресной базой, особенно в районах новостроек, там, где возникают новые улицы. В Ленинградской области с этим бывают сложности. В Петербурге адресная система устоялась.
Есть расхождения в трактовке этажности: как учитывать выход на эксплуатируемую кровлю? Мы считаем, что это мезонин, то есть дополнительный этаж. Если в проекте он не указан и в разрешении на строительство его нет — то при сдаче в эксплуатацию и постановке на учет возникнут проблемы.
Главное — добиться единообразия в подходе. Чтобы в аналогичных ситуациях принимались однотипные решения. Комиссия, обеспечивая взаимодействие кадастровых инженеров и регулятора, должна нарабатывать практику, формировать методические рекомендации. Нужно анализировать массивы ошибок, определять и «расшивать» узкие места законодательства…

– Кто может обратиться в комиссию?

– Заявление может подавать или собственник, или его представитель (например, кадастровый инженер), или любое лицо по доверенности. Если не хватает какого-то документа — с этим на комиссию не надо идти.)

– Какие трудности вы предвидите?

– Сейчас основной объем работы — новостройки, учет изменений в параметрах объектов (в том числе — после реконструкции), оформление кадастровых паспортов на квартиры, переформирование участков (например, раздел).
Большой массив документов был передан в Кадастровую палату от ГУП «ГУИОН» в 2012 году. Люди обращались за изготовлением технических паспортов, специалисты ГУИОН выходили на объекты, в некоторых случаях фиксировали перепланировки. Так возникали расхождения в данных, внесенных в свидетельство о собственности, и сведениях кадастрового учета. Теперь надо вносить изменения в ЕГРН, иначе при совершении любой сделки расхождения всплывут, а владелец получит извещение о приостановке…
С января 2017-го не действуют градрегламенты в границах зон регулируемой застройки. В большинстве случаев на такой территории невозможно образовать участок. По оптимистическим прогнозам, регламенты примут в июле.
Предполагаю, что будет много вопросов в связи с переходом к единой системе координат (ГСК-2011).
Те проблемы и недостатки, которые мы видим, мы можем и должны доносить до законодателя. К сожалению, СРО напрямую не может быть субъектом законодательной инициативы. Надеюсь, мы сможем эффективно действовать через Минэкономразвития.
Работы много, но профессионалы справятся!