НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 04:47

Я человек векторный

18 января 2016 в 07:46

Когда петербургские чиновники переедут в новый деловой квартал «Невская Ратуша»? Что самое сложное в организации масштабной стройки? Как детские увлечения влияют на склад характера и кто такие «драконисты»? Об этом мы беседуем с Ириной Анисимовой, генеральным директором ЗАО «М» и руководителем проекта «Невская Ратуша».

Анисимова Ирина Александровна
директор по развитию
Лахта-Центр

​Когда петербургские чиновники переедут в новый деловой квартал «Невская Ратуша»? Что самое сложное в организации масштабной стройки? Как детские увлечения влияют на склад характера и кто такие «драконисты»? Об этом мы беседуем с Ириной Анисимовой, генеральным директором ЗАО «М» и руководителем проекта «Невская Ратуша».

– У вас интересный фотоархив. И судя по подборке, детство и юность прошли активно…

– По сути, меня вырастили в Речном яхт-клубе. Это тот, что на Петровской косе, 7.

Когда мне еще года не было, оставляли спать в рундуке под чьим-нибудь присмотром, если мама уходила на гонку. Оба родителя были мастерами спорта. Отец ходил на трофейной крейсерской яхте «Мальва», очень красивой: классика, красное дерево… Она, кстати, до сих пор на ходу и в отличном состоянии. Родители устраивали длинные походы на Ладогу, в Прибалтику. Мама работала инженером-проектировщиком на Кировском заводе и поэтому была невыездная. А папа побывал и в Голландии, и в Польше.

Мама, между прочим, и сейчас ходит на гоночной лодке класса «Дракон». В мире есть целая ассоциация «драконистов», и несколько лет назад в Петербург приезжал принц Датский со своим «Драконом», участвовал в регате, а потом устроил прием на собственной яхте. Маму с моим сыном тоже пригласили.

 

– А вас когда в детстве стали брать в серьезные походы?

– В длинные — лет после десяти. А до этого мы в выходные ходили на форты (Обручев или Тотлебен), на Березовые острова, под Приморск.

На парус тебя ставят сразу. Сначала попроще — на бакштаги, потом — на стаксельные шкоты и спинакер, для этого уже сила требуется. За руль тоже сажают, но только если ветер мягкий. Пару раз с отцом попадали в шторма. Помню, на Ладоге мне жутко плохо было. Причем в рубку я идти боялась, потому что там еще больше укачивает. Сидела в кокпите, в воде по самые уши. К тому же еще ночь была. Страшновато, конечно. Зато, когда читала «Детей капитана Гранта» или «Таинственный остров», понимала, о чем речь.

Сезон в клубе открывался в апреле и начинался с ремонта: починки парусов, шпаклевания, покраски, отбивки ватерлинии. Причем корпус шкурили вручную, машинок не было. Красили не валиком, а кисточкой. Лакировали палубу и мачту. Меня всему этому научили.

– В общем, подробное знакомство с отделочными работами. Вот, оказывается, откуда все пошло…

– Интересно. Я об этом не думала. Может, так и есть.

– Получается, все взросление сопровождала яхтенная романтика?

– Нет. Подростком я железобетонно решила, что не буду заниматься яхтенным спортом, и выбрала конный. Как и большинству детей, вступающих в пубертат, мне надо было сделать что-то личное, не имеющее никакого отношения к родителям.

Сначала я поступила в конную школу на улице Марата, но меня быстро из нее отчислили — как не подающую великих надежд. Я была тихая и сначала лошадей боялась. Они все очень высокие и к тому же кусаются больно, даже когда играют. А я была последней по росту в классе и в принципе пугливая. Для меня в детстве проблемой было в магазине спросить, свежая ли буханка хлеба. Поэтому я пересиливала страх.

– Зачем же тогда выбирать конный спорт?

– В то время мы как раз зачитывались мушкетерами, а там дружба, лошади, романтика.

В общем, момент, когда пришлось уйти из школы на Марата, был неприятный, но учиться проигрывать надо всем время от времени. В результате я оказалась в Сестрорецкой конно-спортивной школе и там отзанималась лет до 18.

У меня был конь Вулкан, с которым я года четыре провела в постоянном общении. Ты же на лошади не только ездишь, ты ее кормишь, моешь, чистишь, убираешь за ней. А когда закончилось советское время и началась перестройка и в конюшне не всегда бывало сено и комбикорм, мы и сухари для своих подопечных сушили, и морковку им покупали.

– То есть детство было сплошь спортивным?

– Да. Кроме яхтинга я бегала за школу кроссы на лыжах, играла в волейбол, в баскетбол.

Скорее всего, папа просто хотел мальчика. У меня в детстве даже ни одной куклы не было: сплошные пистолетики-машинки. Я лазила по деревьям, хулиганила и играла в войнушку с мальчишками. Первая подружка появилась лет в 11, а до этого все друзья были мальчики. С ними было проще находить общий язык. Может, поэтому я и оказалась в строительном бизнесе.

– Получается, вы росли как дворовый ребенок?

– Нет. Меня довольно строго воспитывали и заставляли учиться. Наверное, потому я и не ушла с головой в конный или какой-то другой спорт. У нас были девчонки, которые ездили в конюшню каждый день, а у меня получалось по два-три раза в неделю. Остальное время уходило на уроки. Я ходила в английскую школу в районе Кировского завода, подведомственную Балтийскому морскому пароходству, и учеба там была полноценная: английский со второго класса, сдвоенные уроки. Математику и физику тоже преподавали на английском, а историю Великобритании мы знали не хуже, чем историю СССР.

Выпускники шли в МГИМО и другие подобные вузы.

– Но вы, судя по всему, в МГИМО поступать не стали?

– Я заканчивала школу уже в перестройку. Из вузов как раз исчезло распределение. И я пошла в Институт имени Лесгафта, на кафедру организации спортивных мероприятий (так называемый спорт-менеджмент). Думала строить карьеру, например, в олимпийском комитете. Хотелось много путешествовать.

Потом, кстати, изучая всякие курсы по менеджменту в строительстве, обнаружила, что нас учили практически тому же самому: управленческие навыки, организация работы персонала, графики планирования. Хотя тогда все еще было заточено на бюджетное финансирование.

– И как вы в итоге оказались на стройке?

– Диплом, как и многие в те времена, я просто положила на полку. Шел 1993 год, мне пора было выходить из декрета, а на Васильевском, в устье Смоленки корпорация «ХХ трест» как раз затевала строительство небоскреба. К управлению проектом привлекли иностранные компании, в том числе британскую фирму «Уилсон Мейсон». Тамошнему руководителю отдела контрактного администрирования требовался ассистент, и подруга позвала меня на собеседование.

– То есть все началось с английского?

– В общем, да. Мой шеф Дейвид, которому было около 60, писал руководство по управлению проектом. Компьютером он не пользовался, и я начала с того, что набирала этот текст. Пришлось параллельно учить термины. И когда он дописал свой том, я, по сути, прошла свой второй курс менеджмента — уже в строительстве и на двух языках.

Через пару лет история с башней закончилась ничем. Нас перевели в Москву, где я три года работала на ту же компанию. А в конце 1997-го вернулась в Питер: устала жить на два города. К тому времени я уже курсы Автокада закончила, коммерческое право изучила.

Потом была работа на строительстве фабрики «Филип Моррис», «Новая звезда», «ЕСОД». Затем я некоторое время трудилась в консалтинговой компании Astera, но поняла, что проектная работа мне понятнее, чем офисная, которой можно из года в год заниматься.

Я человек векторный: вижу цель и к ней двигаюсь. Мне важно, чтобы процесс был конечный и завершался осязаемым результатом. Я даже когда гуляю, непременно выбираю маршрут из пункта А в пункт В.

В общем, вернулась в строительство и занялась в Jensen Group проектом «Петровский Арсенал», а потом перешла в «ВТБ-Девелопмент». Параллельно получила экономическое образование в университете.

– Какой проект из вашего портфолио любимый?

– Любимой станет «Невская Ратуша», а из тех строек, что не состоялись, — «Петровский Арсенал». Конечно, надо уметь проигрывать, и спорт этому учит, но проект был классный. Он мог стать знаковым для Петербурга и сформировать на бывшей промышленной территории ту самую дружелюбную среду для горожан, о которой так любят рассуждать девелоперы. Жаль потраченных усилий: в отсутствие административного ресурса американская компания проделала огромную работу, удалось даже внести поправки в Генплан и ПЗЗ, разработать ППТ и получить постановление правительства.

– Для «Невской Ратуши» этот год очень ответственный…

– Да, мы должны закончить здание администрации и передать его городу. Впереди много юридической, бумажной работы.

– А на стройплощадке что сейчас происходит?

– Идут отделочные работы по заданиям, полученным от комитетов. Город уже предоставил техническое задание на проектирование самих помещений — под конкретное штатное расписание. Это обычное офисное пространство, а вот зоной WOW станет атриум и смотровая площадка под куполом.

– Какие нетривиальные задачи приходится решать?

– Они здесь все нетривиальные. В силу того, что девелоперский цикл длинный, мы пережили n-ное количество законодательных и градостроительных изменений, а тут еще вываливаемся в очередной кризис. Последние пару лет прожиты по принципу: лапы вытащишь, хвост завязнет. Всех наших подрядчиков лихорадит.

А проект ведь очень дорогой и масштабный. Здание администрации — это 106 000 кв.м. И около 75% себестоимости в евро: купол, отделка фасадов, инженерия, остекление.

Мы должны ввести административный комплекс в эксплуатацию в начале марта. Затем — устранение недоделок, пуско-наладочные работы, параллельно — технические обмеры и юридическое оформление документов. Весь этот процесс займет пять-шесть месяцев. Так что к концу года можно будет говорить о сроках переезда.

Вообще, «Ратуша» — самый трудный в моей жизни проект. В июне будет пять лет, как я им занимаюсь.

 

– Сейчас, насколько я понимаю, все усилия сосредоточены на здании администрации. А какова судьба следующих очередей?

– Задача ЗАО «М», которым я руковожу, — организация и сопровождение строительства, т. е. в большей степени тактические вопросы. Управляющая компания — «ВТБ-Девелопмент» — занимается стратегическим планированием, финансовыми моделями и т. п. Насколько мне известно, идут переговоры с потенциальными покупателями и арендаторами офисов, заинтересованными в схеме built-to-suit. Такой вариант был бы идеален в нынешней ситуации: ты на берегу заключаешь договор с заказчиком, а банк открывает под него кредитную линию. А вот к спекулятивному девелопменту сейчас надо очень осторожно относиться.

Офисный корпус, который мы завершили и предлагали на открытом рынке, имеет отличную заполняемость вопреки падающему рынку. Причем пул арендаторов сформирован очень надежный. Но кто знает, что нас ждет даже в пятилетней перспективе.

– Сколько людей трудится под вашим началом?

– Непосредственно в команде управления строительством — около сотни, а если посчитать со всеми субподрядчиками — примерно тысяча. Но это уже не прямое подчинение.

– У вас репутация жесткого руководителя?

– Ужасного. Некоторые подрядчики меня ненавидят. Я требовательна. Но у меня на самом деле долгое терпение. Я всегда даю второй шанс. Но третий — очень редко.

Если сама что-то пообещала, обязательно сделаю — в установленные сроки, и команда у меня такая же. Но на стройке, к сожалению, много планктона. Среди менеджеров низшего звена велик процент людей, которые отсиживают рабочее время за зарплату. Ты ставишь человеку задачу в рамках его должностных обязанностей, а у него 188 оправданий, почему это сделать нельзя. Люди не хотят брать на себя ответственность, пытаются спихнуть ее на других.

Подрядчики тоже нередко действуют по принципу: главное ввязаться — а там разберемся. Для нас как для заказчика это неизбежно оборачивается проблемами, прежде всего, со сроками. А ведь проценты по кредиту капают постоянно, и каждый экстра-месяц стоит экстра-денег.

– Наверное, после завершения «Невской Ратуши» будет трудно подобрать проект сопоставимого масштаба. Уже придумали, куда двигаться в профессиональном плане?

– Не могу сказать, что у меня великие амбиции. Конечно, масштаб — это интересно, но любой проект уникален. Возможно, я бы поехала в российские регионы или в страны бывшего соцлагеря. В Питере, похоже, ничего интересного в ближайшее время происходить не будет.

А пока есть великое желание закончить стройку и устроить отпуск на два-три месяца. Очень хочу в кругосветное путешествие, посмотреть Австралию, Южную Америку, ЮАР. Сейчас больше чем на неделю уехать не получается, и то — с телефоном и Интернетом. Если уходишь в длинный отпуск, значит, перекладываешь на коллег часть своих обязанностей, а у меня недогруженных людей нет.

– В недельном отпуске чем обычно занимаетесь?

– На горных лыжах люблю кататься. А вообще мне нравится что-то новое пробовать. В этом году начала играть в гольф. Пока не получается. А я очень не люблю, когда не получается.

– Это заставляет учиться дальше?

– Конечно. Я и на горные лыжи встала совсем взрослой — в 2000 году. Но зато сразу всех друзей и сына на них поставила.

Этим летом ездила на велосипедах, которые по всему городу расставили. По-моему, это не очень безопасно без велодорожек и не очень комфортно, но попробовать-то надо было.

– Дача у вас есть?

– Небольшой деревянный дом в Финляндии, под Савонлинной. Место очень красивое, есть лодка, свой спуск к воде, лес. Можно уехать в пятницу вечером и вернуться в воскресенье. Люблю, когда приезжают друзья.

Честно говоря, у меня никогда не возникало желания купить коттедж или дачу здесь. Я ненавижу высокие заборы и не хочу переживать, что ко мне в дом кто-то залезет. В Финляндии я оставила велосипед на веранде, приехала через неделю — он там меня ждет. Поехала в магазин, забыла закрыть дом — ничего не произошло. Чисто, спокойно. Правда, недавно через пять домов появились русские соседи. И тут же в лесу обнаружились пачки из-под российских сигарет. Я их собираю и несу в мусор.

– Есть ли у вас любимые дамские занятия? Может, крестом вышиваете или шарлотку гениальную печете?

– Есть три-четыре интересных блюда, которые я могу приготовить, в основном не из традиционной кухни. Например, фахитос, который особенно любит мой сын, чили кон карне или индийский карри. Хотя готовлю редко. Если я дома одна, точно буду питаться подножным кормом.

Я однозначно не шопоголик. По магазинам хожу только по необходимости и с подругами, заряжающими меня своим драйвом. Не будь походов по инстанциям, совещаний и т. п., для которых нужна представительская одежда, я бы провела свою жизнь в джинсах и кроссовках.

– Зверушку какую-нибудь держите?

– Двух кошек. Им веселее в компании. Хотя, на мой вкус, лучшее животное — это лошадь. Собака слишком зависима от человека, кошка — слишком независима, а здесь — золотая середина. Сочетание характера, верности, смелости, честности, ума. Если ты ее обидишь, придется мириться. Но если у вас джентльменское соглашение, она будет его выполнять.

Купить лошадь — детская еще мечта. Но это огромная ответственность. Неправильно ездить к ней в конюшню пару раз в неделю. Лошадям вообще нельзя долго стоять в стойле, они болеть начинают.

Раз вы друзья, значит, нужно уделять друг другу время, а его сейчас совсем нет. Все в точности по Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Поэтому лошадь, наверное, появится уже на пенсии, а пока я приручаю проект «Невская Ратуша».