НАШ ЦИТАТНИК: «Отмена льготной ипотеки стимулирует спрос на апартаменты, так как привлекательность квартир для инвесторов снизится. Если раньше люди покупали квартиру «под сдачу», используя льготную ипотеку, теперь они станут рассматривать другие варианты...» Евгений Тихоненко

22 июля, 05:47

Семья не сложилась

14 апреля 2017 в 14:02

Государственная программа «Жилье для российской семьи» отменена. Ее удалось выполнить лишь на 3,3%, констатировала Счетная палата.

Государственная программа «Жилье для российской семьи» отменена. Ее удалось выполнить лишь на 3,3%, констатировала Счетная палата.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что программа обернулась декларацией о намерениях, а не системой взаимоувязанных мероприятий и ресурсов.

Напомним, что «Жилье для российской семьи» – это часть программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной весной 2014-го. Ее основная цель – ввести в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв.м жилья экономического класса, или, как теперь говорят чиновники, «стандартного жилья». Уже в тот момент, когда программу принимали, было понятно, что планы практически невыполнимы.

По данным Счетной палаты, на 1 января 2017-го в эксплуатацию введено 0,8 млн кв.м жилья заданной категории, то есть 3,3% от предусмотренного объема. Правом на его приобретение должны были воспользоваться 463 000 семей, но в реестрах, составленных регионами, числятся лишь 74 000 семей, или 16%. А реально купили жилье и того меньше: 26 300 семей (5,7%).

Счетная палата выяснила, что участки, отобранные  Фондом РЖС для строительства жилья, не соответствовали федеральным критериям и в итоге не были предоставлены застройщикам. В 2016-м АИЖК отказалось от 277 участков и готовит отказы еще по 54 (общей площадью 5300 га). При этом расходы Фонда РЖС на вовлечение в оборот этих земель составили 64,7 млн руб.

Выяснилось также, что Правительство РФ не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инфраструктуры, запланированные в объеме 20 млрд рублей. Средства для поддержки застройщиков в виде льготных кредитов были предоставлены АИЖК в размере 12,4 млрд руб. – этого хватило бы только для 4,6% проектов. При этом 5,7 млрд (45,9%) банки вернули в АИЖК из-за того, что вопросы кредитования застройщиков не были должным образом проработаны. Обещанная кредитная линия Внешэкономбанка (14 млрд рублей) на выкуп объектов инженерно-технического обеспечения тоже не предоставлена.

В целом соглашения по реализации программы, заключенные между Минстроем, АИЖК и регионами, фактически носили формальный характер.

Есть у Счетной палаты и претензии к АИЖК. Например, на 10 февраля 2017-го правление АИЖК не приняло решения по проектам, реализация которых могла бы содействовать развитию рынка арендного жилья в крупнейших городах. Также Агентство не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд рублей, предоставленных Минфином для финансирования ипотечного жилищного кредитования.

В Минстрое признали, что подпрограмма «Жилье для российской семьи» неэффективна в условиях кризиса и уже исключена из главной жилищной госпрограммы. Увеличивать объемы строительства стандартного жилья Минстрой и АИЖК будут в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Он предусматривает субсидии регионам на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры. (В 2017-м предусмотрены почти 20 млрд рублей для 33 регионов.)

Недавно на заседании Общественного совета при Минстрое генеральный директор АИЖК Александр Плутник признался, что программа провалилась: «Она не сработала, если называть вещи своими именами. По разным причинам. Программа была лишена всяческого финансирования. Нам необходимо вернуться к ней, посмотреть, чем ее заменить, чтобы оказывать реальную поддержку строителям и гражданам».