НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 21:01

В выходные прошла традиционная «Ночь музеев». А вы какие из петербургских музеев любите? И каких городу не хватает?

21 мая 2017 в 20:00

Так совпало: объявлен конкурс на лучшую концепцию будущего Музея обороны и блокады Ленинграда. И сразу вслед — уже традиционная «Ночь музеев». Мы спросили у наших ньюсмейкеров: вы собираетесь куда-нибудь пойти в эту ночь? Какие из петербургских музеев вы любите, в каком из них недавно были? Какого музея городу не хватает? Что стоило бы перенять у европейских, американских или азиатских коллег?

Елизавета Яковлева,
руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ»:

– «Ночь музеев» — замечательное событие. Каждый год музеи соревнуются в изощренности и творческом подходе к подготовке программы. В прошлом году, к примеру, поразил музей В. И. Ленина «Шалаш» в Разливе, где посетителей торжественно принимали в пионеры. Можно было пробежать стометровку на лыжах по асфальту для сдачи норм ГТО, поиграть в забытые пионерские игры, прослушать экскурсионную программу и погреться у огромного пионерского костра. В этом году в программе появились новые участники. Удивил Музей подводной археологии в Кронштадте. Интересные программы предлагают детские библиотеки. А я бы в этом году сходила на «Ленфильм» посмотреть выставку, посвященную съемкам фильмов про революцию и Гражданскую войну.

Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия-17»:

– На днях был в чудесном частном музее-квартире семьи Бенуа, который создала семья Шретер, в доме 20 по 3-й линии В. О. Не знаю, будет ли он работать в «Ночь музеев», но саму эту акцию считаю замечательной, советую всем куда-нибудь непременно сходить. Помню, несколько лет назад в такую ночь я посетил Музей политической истории и с удовольствием ностальгировал, рассматривая предметы коммунального быта советской эпохи.

Что касается нового Музея обороны и блокады — очень хорошо, проект для такого ответственного комплекса будет выбран по итогам международного архитектурного конкурса.

Альберт Харченко,
генеральный директор East Real:

– «Ночь музеев» — интересное явление. Хотя я не ходил ни разу. Предпочитаю по возможности максимально уединенный вариант посещения. Хорошо побродить по Эрмитажу, но был я там довольно давно. Люблю Гатчинский дворец, часто семьей выбираемся в Петергоф. К счастью, живя в центре, практически ежедневно прогуливаюсь среди архитектурных ансамблей. Музеев в городе более чем хватает. И кроме того, проходит очень много разных культурных мероприятий, так что остается только находить для этого время и наслаждаться.

Ольга Сафронова,
генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:

– Очень хочется, чтобы обновленный Музей обороны и блокады Ленинграда был более правдивым, чем существующий. Сейчас в экспозиции много внимания уделено патриотизму и героизму, а всех ужасов блокады она не отражает. Я считаю, надо рассказывать абсолютно обо всем, в том числе и о том, что голод превращает человека в животное. Чтобы подобное никогда не повторялось. У меня мама — блокадница, многие друзья — коренные ленинградцы из семей с военным прошлым, мы горячо спорим о войне и блокаде. Ведь «подвиг» — дело добровольное. А тут люди вынужденно остались в блокадном городе. В музее должна быть вся правда, а не выхолощенная героическая история.

Вообще мой любимый музей — Этнографический. Любое народное творчество, рукоделие обычных людей, украшавших свой быт, несет в себе самую хорошую энергетику. Недавно была в Музее А. А. Ахматовой — очень понравилось, буквально перенеслась во времена моего детства.
И вообще, мне кажется, что музеи в России очень качественные и содержательные, а организация, содержание и представление коллекций по сравнению даже с известными европейскими собраниями находятся на самой большой высоте.

Олег Бирюков,
генеральный директор инжиниринговой компании «Лиман-трейд»:

– Как и любой петербуржец, я люблю Эрмитаж, Исаакиевский собор, Русский музей. Но в «Ночь музеев» все-таки планирую посетить какое-нибудь не слишком раскрученное или необычное заведение, куда в обычное время не пошел бы. К примеру, Музей советских игровых автоматов, Музей художественного стекла или даже Музей сновидений Фрейда. Чего сегодня не хватает Петербургу? Я бы предложил создать большой интерактивный музей естествознания наподобие CosmoCaixa в Барселоне, познавательного центра «Энергия» в Таллинне или научного центра AHHAA в Тарту, где собрано множество экспонатов. Причем такое заведение можно адаптировать для людей разного возраста, чтобы почитатели науки от мала до велика смогли не только получить знания, но и развлечься.

Александра Саблина,
пресс-секретарь ГК «Доверие»:

– «Ночь музеев» только приветствую, хотя сама предпочитаю более камерное общение с прекрасным. Поэтому самую культурную ночь в году проведу дома. Из недавнего опыта приятно впечатлил обновленный Главный штаб, с удовольствием посещаю выставки в «Эрарте». Музейное полотно нашего города дополнила бы музеем для детей на базе фортов в Кронштадте. Хотелось бы видеть на этом месте что-то подобное французскому Форту Баярд, и, конечно, чтобы там можно было бегать, все трогать и фотографировать со вспышкой.

Надежда Калашникова,
директор по развитию компании «Л1»:

– Мне нравится Лазаревское кладбище в Александро-Невской лавре, но не до такой степени, чтобы ходить туда ночью. Люблю Эрмитаж, жалко, что переехали с третьего, любимого этажа импрессионисты, недавно смотрела их в новых интерьерах. Еще мне очень нравятся уличные экскурсии. Потому что у нас город-музей. Прекрасные и удивительные экскурсии делает сейчас Дина Радина, информативно-поющие, я на таких раньше не бывала, всем горячо рекомендую. Всех экскурсоводов и работников музеев искренне поздравляю с праздником! На мой взгляд, это самые чистые и интересные люди, настоящие энтузиасты! Именно они — наше главное достояние (даже лучше импрессионистов), здесь мы впереди планеты всей, а европейские, американские и азиатские коллеги должны им завидовать и жадно перенимать опыт.

Андрей Кошкин,
председатель совета директоров группы «Ярд»:

– Я люблю искусство и бываю в музеях и на выставках намного чаще, чем раз в году. «Ночь музеев» считаю существенным мероприятием для популяризации музейного дела. Мне нравится, что петербургские музеи стали заметно чаще использовать современные технологии.

Один из крупнейших музеев современности — Лувр — давно позволяет познакомиться со своими экспонатами на сайте. Сайт нашего Эрмитажа не отстает: можно виртуально прогуляться по большинству основных галерей.

Основные зарубежные музеи наладили не только офлайн, но и онлайн-торговлю сувенирной продукцией, основанной на их тематике. А у нас даже Эрмитаж до сих пор не обеспечивает не только широкий ассортимент и бесперебойность поставок, но и дешевую доставку выбранных товаров, что сразу ограничивает потенциальные покупки.

То же можно сказать об открывшемся пару лет назад Музее Первой мировой войны — выставка интересная, но монетизация практически нулевая. Нужно искать иные источники дохода помимо государственных субсидий. Как мне кажется, большинству петербургских музеев не хватает хороших коммерческих директоров, пришедших из реального бизнеса.

Вера Консетова,
генеральный директор компании «АФК-Аудит»:

– «Ночь музеев» — отличная идея, и в первые годы мы очень активно на нее откликались. Сейчас она стала популярной. Отрицательная сторона состоит в том, что в известные музеи даже ночью образуются большие очереди. Так что мы пойдем туда, куда в обычное время, наверное, не дошли бы. Я бы всем рекомендовала Музей Анны Ахматовой: отличная экспозиция, небанальный аудиогид. Наша компания вообще не стоит в стороне от музейной темы: вместе с Центральным военно-морским музеем мы выступали спонсорами создания модели атомного подводного ракетного крейсера «Акула». Я считаю, никакая виртуальность и интерактивность не заменят в экспозиции макетов и моделей, особенно движущихся. В идеале они должны дополнять друг друга. Лучший пример — гранд-макет «Россия». Чего не хватает в наших музеях?Советского периода истории. Он почти во всех экспозициях как-то мало отражен, а уже пора бы это сделать.

Татьяна Хоботова,
начальник отдела ипотечного кредитования банка ВТБ 24:

– На «Ночь музеев» не пойду, потому что вряд ли смогу получить удовольствие посреди ажиотажа. Я очень люблю музеи-квартиры Некрасова, Достоевского, Римского-Корсакова. Особенно последний, где все сохранилось, как было при жизни композитора. Вдова сделала точную опись вещей и даже сохранила образцы обоев. Тихо, пусто, смотрители рассказывают много интересного даже без всякой экскурсии. Явно не хватает Петербургу музеев-квартир Бродского и Довлатова.

В прошлую пятницу была в Эрмитаже — на лекции по искусству Древнего Востока. Представить себе не могла, что это окажется так увлекательно. Интерактивные технологии наши музейщики уже переняли у западных коллег, и весьма успешно. Отличный пример — Музей политической истории в особняке Кшесинской, экспозиция прекрасно адаптирована для подростков. Недавно я была в Музее Уолта Диснея в США, он привел меня в полный восторг! Думаю, что на базе «Ленфильма» можно было бы сделать музей советской кинематографии и мультипликации, он бы пользовался не меньшей популярностью.

Рафаэль Даянов,
руководитель АМ «Литейная часть-91»:

– Я уверен, что новый Музей обороны и блокады — это тема не для международного закрытого конкурса, а для открытого — всенародного. Я не понимаю, как можно за наши с вами деньги приглашать иностранных архитекторов, которые представляют страны, входившие совсем в другую коалицию.
Это возмутительно.

Про «Ночь музеев» — для меня это какой-то абсурд, и воспринимать ночью культурное наследие в музейном формате я не могу. Если уж гулять ночью, то по нашему прекрасному городу. Я бы сказал, что у нас всяких музеев хватает, только содержать их нужно в порядке.