НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 02:47

Непрозрачный фонд

13 июня 2017 в 13:49

Средства компенсационного фонда долевого участия будут расходовать без должного контроля, считают в Госдуме. Депутаты предлагают запретить безвозвратное предоставление денег на достройку проблемных объектов.

Средства компенсационного фонда долевого участия будут расходовать без должного контроля, считают в Госдуме. Депутаты предлагают запретить безвозвратное предоставление денег на достройку проблемных объектов.

Напомним, что государственный компенсационный фонд должен был заработать еще 1 января. Однако окончательные поправки в 214-ФЗ (было несколько версий), регламентирующие деятельность фонда, Правительство РФ внесло в Госдуму только в конце марта. Но и этот документ вызвал множество вопросов. Недавно в Минстрое ответили на один из них – сколько в итоге придется платить застройщикам.

Теперь свой отзыв на законопроект представил и Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Депутаты предлагают уже завтра принять в первом чтении поправки в закон о долевом участии, но затем доработать текст. Есть, например, вопросы к организационно-правовой форме фонда. Его имущество будет формироваться за счет обязательных отчислений застройщиков. Однако в Гражданском кодексе сказано, что фонд – это унитарная некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юрлицами на основе добровольных имущественных взносов. Кодекс также запрещает реорганизацию таких фондов – чтобы поменять организационно-правовую форму, его придется сначала ликвидировать.

Кроме того, в законе не описана процедура выбора застройщиков, которые возьмутся завершать проблемные объекты на средства фонда. Нет четкого механизма контроля за такими компаниями и правовых последствий неисполнения ими обязательств.

Депутатов также смущает, что помимо займа фонд может предоставлять деньги в виде пожертвований. Целевое назначение выделяемых таким способом средств не объясняется. В комитете полагают, что надо вообще исключить возможность выдачи денег из фонда на безвозвратной основе. Но есть достаточно примеров, когда иначе завершить проект просто невозможно: рентабельность его достройки для нового застройщика отрицательная. Так что идея  депутатов ставит под угрозу саму идею создания фонда.

Думцы предлагают прямо в законе закрепить порядок использования средств фонда, а не доверять его Правительству РФ. Например, в нынешней редакции фонд может дополнительно формировать резервный и иные целевые фонды (на основании решения его высшего коллегиального органа), но их предельные размеры, цели и способы использования не прописаны. В общем, эффективно контролировать деятельность новой структуры, в том числе ее расходы, не получится.

Размер отчислений застройщиков, несмотря на обещания Минстроя, тоже может существенно увеличиться (по сравнению с той суммой, которую компании сейчас платят страховщикам). В законопроекте заложена возможность ежегодного повышения базовой ставки, а предельный размер выплат не обозначен. Значит, в очередной раз могут опосредованно пострадать карманы дольщиков.