Гатчинские херувимы
В Гатчинском дворце отреставрируют Домовую церковь. Это единственный подлинный интерьер дворца.
В Гатчинском дворце отреставрируют Домовую церковь. Это единственный подлинный интерьер дворца, сохранивший свое убранство.
Как сообщил директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов, город выделит на эти цели около 100 млн рублей. Работы по плану займут два года. Учитывая особую ценность подлинного интерьера, заказчиком выступит Дирекция по ремонтно-реставрационным работам на памятниках КГИОП. (Традиционно им является Комитет по культуре, в чьем ведении находится этот музей.)
Когда-то в Домовой церкви Святой Троицы, созданной в конце XVIII века в виде небольшой неороманской базилики, присутствовали на службах российские императоры и члены царского дома. Сюда при Павле I с Мальты были доставлены святыни Мальтийского ордена, где они хранились до революции.
Домовая церковь уцелела при пожаре 1944-го. «Огонь остановился перед чугунной лестницей, ведущей в церковь», – рассказывает Василий Панкратов. Не уничтожил ее и НИИ «Электронстандарт», располагавшийся во дворце до 1980-х: церковь использовали как библиотеку. Другим интерьерам, где обитал НИИ, повезло меньше: после выезда ученой публики оказались выломанными камины, исчезли паркеты… Чудесным образом еще до начала научной реставрации музейщики обнаружили на своде купола росписи – 96 головок херувимов восьми разных типов. В советское время они были закрашены белой краской. Директор ГМЗ вспоминает: «Сотрудникам померещилось: что-то там голубеется. Я посмотрел – тоже голубой цвет просматривается». Поставили леса и обнаружили живопись на картоне середины XIX века.
Правда, не уцелел иконостас – его предстоит воссоздать. Но любопытно, что несколько реликвий из этого храма обнаружились в Гатчинском соборе Святого апостола Павла. Музей ведет переговоры об их передаче.
Кстати, Домовая церковь – действующая. Приход создали сами сотрудники ГМЗ, и это позволило избежать сторонних претензий на помещения.
Судьба других объектов Церковного каре пока непонятна. Интерьеры не сохранились, да и музея здесь никогда не было. В 1919-м экспозиции, как и сейчас, занимали центральную часть дворца и Арсенальное каре. Василий Панкратов полагает, что здесь можно сделать либо выставочные залы, либо создать небольшой конгресс-центр, перекрыв внутренний двор. Эскизные наброски уже выполнила «Студия-44».