НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 00:45

«Офис с иммунитетом: как кризис меняет отношение к коворкингам»

19 марта 2020 в 10:53

Чему научат бизнес эпидемия и новая экономическая реальность? Как грамотно организовать рабочий процесс и почему коворкинги всё более актуальны? Об этом рассуждает Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью».

Николай Михайлович Антонов
Антонов Николай Михайлович
председатель правления Межрегиональной Ассоциации Апарт-отелей (МААО), генеральный директор и партнёр
УК «МТЛ-Апарт»

В эти дни мы сосредоточены на проблемах настоящего момента и ещё не в состоянии думать, каким станет будущее после кризиса. Чему научат бизнес эпидемия и новая экономическая реальность? Вот этот опыт, когда сотрудники остаются дома из-за заболевших родственников или карантина в школах, когда мероприятия отменяются одно за другим, когда даже Венская опера уходит на карантин, а руководство «Яндекс» просит сотрудников (больше 10 000 человек) работать из дома, являясь в офис только в случае реальной необходимости и желательно на такси.

Что будет, когда всё закончится? Наутро после кризиса собственники компаний проснутся с ощущением, что теперь надо считать деньги гораздо тщательнее, чем раньше. Более того, у многих появится чувство, что нет ни желания, ни лишних ресурсов постоянно держать сотрудников на рабочих местах. Кризис научит организовывать и контролировать работу персонала на дистанции и считать издержки даже тех, кто до сих пор предпочитал действовать по старинке.

Вы действительно уверены, что хотите ежедневно держать перед глазами 250-300 сотрудников? Арендовать для этого 2000 кв.м в бизнес-центре класса А, отдавая 3,5 млн каждый месяц, не считая расходов на чай, кофе, бумагу, печать и прочее? Вам точно нужен десятилетний контракт на аренду, независимо от конъюнктуры рынка, подъёмов и спадов в бизнесе? Вложения в ремонт, в мебель, в приобретение и замену офисной техники – они на самом деле повышают вашу эффективность?

Пройдите по офису прямо сейчас и посмотрите, сколько рабочих мест пустует по тем или иным (всегда уважительным) причинам. По нормам на организацию одного рабочего места требуется 6 кв.м. В здании класса А каждое место обходится вашей компании в 10 200 - 11 400 рублей в месяц. А ведь есть ещё транспортные расходы ваших сотрудников, которые «зашиты» в их зарплату или даже прямо компенсируются за счёт бизнеса.

Возможно, вам нужны под рукой только заместители, руководители подразделений, юридическая служба и бухгалтерия – всего около 40 человек. И ещё 30-40 свободных рабочих мест для тех, кого надо именно сегодня собрать на совещание, тренинг, инструктаж. Современный рынок недвижимости уже предлагает готовое решение. И только наши привычки мешают разглядеть и верно оценить новые возможности.

Сегодня за 1,5 млн рублей в месяц можно снять 70 и больше готовых рабочих мест в современном коворкинге с индивидуальными офисами (это примерно 400-450 кв.м). Резидент получает хорошо оборудованные места для сотрудников со всеми расходниками, зонами coffee-point, ресепшн, налаженным администрированием, доступом к дополнительным переговорным, конференц-залу, лаунж-зонам, кафе. Если он снимает целый этаж, то получает такую же степень автономности, какую может дать классический бизнес-центр.

Современный коворкинг – это дизайнерское пространство с хорошей технической начинкой, где open-space для индивидуальных предпринимателей занимает не более 10-12% площади. Остальное – это гибкие офисы, размер и планировка которых меняются в считанные часы.

Переезд становится вопросом нескольких дней. Можно забыть про долгосрочные контракты, на пересмотр которых надо потратить много рабочих часов и литры кофе. Ваш офис сжимается или расширяется в зависимости от того, готов ли бизнес к развитию или, наоборот, нуждается в экономии. Оператор коворкинга берёт на себя всю работу по проектированию, организации и снабжению новых рабочих мест.

В лучших проектах обязательно есть event-пространство, и это совсем не лишнее решение. Ни карантин, ни кризис невечны, и рано или поздно компании-резиденту понадобится площадка, чтобы собрать сотрудников или пригласить гостей.

Фактически за вдвое меньшие деньги компания получает гибкий офис с иммунитетом к любым проблемам: с возможностью пересборки, с разной степенью открытости или автономности, с оптимальным количеством и качеством рабочих мест. Главным преимуществом остаётся возможность оперативно реагировать на любую турбулентность и управлять издержками.