НАШ ЦИТАТНИК: «Государству не следует поддерживать спрос на некомфортные типологии жилья. В большинстве случаев, если семья покупает за счет ипотеки с господдержкой однокомнатную квартиру, она в дальнейшем уже лишается возможности улучшить свои жилищные условия…» Наталья Трунова

1 июля, 16:25
8 февраля 2016 в 09:40

Поправки кнутом и пряником

До конца февраля Госдума планирует рассмотреть поправки в 214-ФЗ, серьезно ужесточающие требования к застройщикам. Впрочем, в документе есть и послабления.

Инициаторы законопроекта полагают, что он вступит в силу уже 1 марта (!); технически это возможно — при условии, что депутатов будут подгонять и президент не задержит с подписью.

Напомним, что Минстрой предложил первую версию поправок осенью 2015-го. Помимо прочего в ней предлагалось отменить обязательное страхование гражданской ответственности застройщиков и переложить страховку рисков на дольщиков (см. «НП», № 46/2015). В нынешней версии об этом речи не идет — и это хорошая новость.

Предусмотрено прямое распространение действия всех статей 214-ФЗ на таун-хаузы. Кроме того, серьезно ужесточаются требования к застройщикам. Чтобы продавать квартиры, компании должны отвечать нескольким требованиям. Например, иметь собственный капитал не меньше 1 млрд рублей. Или — не меньше 5% от средней рыночной стоимости всех продаваемых квартир. При средней цене 1 кв.м в Петербурге в 90 000 рублей на проект площадью 100 000 кв.м потребуется 450 млн рублей своих средств. Приличная сумма, если учесть, что застройщику надо оплатить участок, проектирование, согласования…

Если таких денег не наберется, придется найти поручителей. Партнеры будут нести солидарную либо субсидиарную ответственность перед дольщиками.

Запретят торговать квартирами тем, кто банкротится, числится в реестрах недобросовестных поставщиков и участников аукционов по продаже или аренде госучастков, тем, у кого есть недоимки по налогам и сборам и т. д.

Несколько позиций добавлены к информации, которую компания обязана публиковать на своем сайте. Например, ТУ на подключение дома к сетям, сведения о бенефициарных владельцах застройщика. Меняются требования к наполнению проектной декларации, предусмотрено создание единого российского реестра застройщиков. Расширяются полномочия контролирующих органов. Зато застройщиков избавят от необходимости отправлять проектную декларацию в Росреестр — регистраторы сами запросят ее в «контролирующем органе» (в Петербурге это управление Комитета по строительству).

Две новые статьи посвящены особенностям работы со счетами эскроу, когда стройка ведется на средства банка. Важно, что такой вариант указан как альтернативный, то есть — не обязательный. (Были и такие опасения.)

Одно из самых важных нововведений — расширение перечня целей, на которые застройщик может тратить деньги дольщиков. Помимо компенсации затрат на приобретение прав на участок, разработку проектной и градостроительной документации, инженерную подготовку и т. п. застройщикам позволят направлять средства граждан на «работы по обустройству такой территории посредством строительства и (или) реконструкции объектов инженерно-технической инфраструктуры, социальной инфраструктуры». Если эту норму примут, вопрос с двойным налогообложением, которое возникает, когда компании дарят детские сады городу, сам собой отпадет. Чему застройщики, естественно, будут только рады.