Зодчие на линии фронта
В Венеции открылась XV архитектурная биеннале. Сегодня с выставкой знакомятся профи и журналисты, а в субботу здесь ждут всех, кому интересно приобщиться к раздумьям о современной архитектуре.
Биеннале давно уже перестала быть архитектурной выставкой, а стала визуализованными размышлениями на заданную тему. В этом году куратор - Алехандро Аравена (из Чили) предложил участникам представить «Репортаж с фронта». И пояснил свою мысль: хотелось бы взглянуть на проблемы общества как бы с высоты и понять, чем в их решении готовы помочь архитекторы.
Участники этой выставки (их в этом году 88) ответили на этот запрос по-разному. Немецкие зодчие представили гигантский макет разных частей Германии, поясняя, что в стране из-за массового пришествия беженцев разворачивается глобальное строительство жилья, нужны новые технологии и концепции.
Монгольские авторы думают, как совместить городские удобства с традиционным жильем кочевников откуда-нибудь из глубинки, поскольку далеко не все стремятся резко менять вековой уклад. Впрочем, фронт у всех разный.
Японский архитектор Тадео Андо развернул замечательную экспозицию под названием «Борьба с колоннами». Это гигантский макет - планшеты и мультимедийные экраны, которые рассказывают о его проекте приспособления комплекса венецианской таможни. (Не сомневайтесь, это памятник-препамятник, где ничего менять нельзя - совсем как в Петербурге.) Зодчий, в частности, предложил сделать новый вход, убрав две колонны. А после многочисленных дебатов и споров ему разрешили их несколько выдвинуть вперед. Но в результате с колоннами так ничего и не вышло: на этом месте нашли следы инфраструктуры старого города. Тадео Андо считает, что пример показателен: взаимоотношения архитектора, города, истории и общества иногда напоминают сражения. Но так и рождается новая жизнь в старых шедеврах.
В общем, на биеннале есть о чем подумать и даже на что посмотреть. Об экспозиции российского павильона - в следующей публикации NSP.