НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 02:24

«Пандемия изменит структуру спроса»

31 марта 2020 в 17:20

Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens, о перестройке курортной отрасли после окончания карантина.

Осетрова Наталья
руководитель проекта города-курорта
Gatchina Gardens

На фоне общей угрозы происходит серьёзная переоценка приоритетов. Вещи и явления, которые ещё недавно казались такими важными, вдруг теряют значение. И наоборот: на первый план выходят факторы, о которых мы ещё вчера не заботились. Идеями и соображениями о том, каким будет рынок недвижимости после снятия ограничений и о ходе постепенного восстановления экономики, с NSP делится Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens.

Переоценка рынка неизбежна. Прежде всего, мы изменим сам подход к выбору недвижимости. На первый план выйдут такие параметры, как плотность застройки, концентрация людей, качество рекреационного окружения, состояние экологии. Всё, что влияет на безопасность и защищает здоровье. Новые реалии для человечества теперь сформулированы в двух простых понятиях: иммунитет и здоровье. Просто без них все остальные радости цивилизации бессмысленны. Именно это мы уже ищем и будем искать и в образе жизни, и при выборе покупок, начиная от услуг, продуктов питания и заканчивая недвижимостью.

Последние два года идёт сильный отток спроса от проектов массовой застройки за КАД – к городскому жилью. Хотя цена квадрата в городе, как правило, существенно выше. На примере «вирусного» кризиса мы увидели, что именно кварталы высокоплотной массовой застройки представляют настоящую угрозу в плане прогрессирующего распространения эпидемии. И соблюдать режим самоизоляции в них особенно непросто, с доставкой проблемы и т.д. Полагаю, жильё, расположенное в таких кварталах, может особенно заметно просесть в цене.

Традиционный повод для снижения цен – переизбыток предложения, эта тенденция прослеживалась и до кризиса. Но затоваривания рынка после кризиса не будет. Инициативы президента и правительства по налогообложению депозитов и вкладов заставила россиян вновь обратиться к недвижимости как лучшему объекту инвестиций. Часть «выпадающих» (из-за снижения доходов) покупателей заместят частные инвесторы. И они тоже будут смотреть на качество среды: арендные ставки на жильё в кварталах массовой застройки и до кризиса не росли, а после него – скорее всего, начнут падать.

Мы вынужденно пойдём по пути децентрализации жилых массивов. Будет расти спрос на  обособленную недвижимость, на проекты с низкой плотностью населения. Здесь будут работать не только рациональные соображения, но и неосознанные страхи. Под новую структуру спроса изменится и подход девелоперов: двигать рынок будут не привычные стандарты масс-маркета, а комфортные, более взвешенные и «дружелюбные» проекты. И даже в эконом-классе повысится значимость низкой плотности, зелёного окружения, транспортных связей. Цена квартиры по-прежнему будет важна. Но менее важна, чем до кризиса: те, кого не устроят «человейники», чаще будут выбирать аренду в «правильном» месте.

Кроме того: часть граждан, переживших карантин и самоизоляцию в загородных домах, будут сравнивать свои ощущения с рассказами тех, кто оказался на долгие недели заперт с домашними в четырёх стенах.

Рынок недвижимости «просядет» неизбежно, и во всех сегментах. А вот его восстановление будет идти неравномерно. И для девелоперов крайне важно правильно определить тренды, которые будут наиболее востребованы завтра и послезавтра.

Мир борется с коронавирусом. И уже сейчас политики и экономисты думают, как адаптироваться к работе в посткризисный период.

Уже сейчас понятно, что пандемия изменит форматы экономики в самых разных сегментах. В первую очередь – в отраслях, связанных с коллективным трудом и плотными социальными коммуникациями.

И нам также придётся меняться и адаптироваться.

Угроза распространения массовых заболеваний, от которых человеку нечем защититься, кроме возможностей собственного организма, меняет мотивацию. Туризм как бесконечная погоня за всё новыми (желательно – престижными) впечатлениями пойдёт на спад. На волне более разумного отношения к собственной жизни будут пользоваться спросом медицинские и бальнеологические услуги, проекты, связанные с экологией, медицинские и рекреационные курорты. На привлечение клиентов из других стран будет работать и сильно ослабленный (к сожалению) рубль.

Полагаю, перспективы курортов и проектов, работающих на здоровый образ жизни, можно оценивать более оптимистично, чем шансы традиционных туристических объектов. Неизбежное сокращение «внешней» части туристических потоков будет компенсировано посткризисным развитием внутреннего туризма. (Возможно, впечатления и рассказы десятков тысяч наших соотечественников, застрявших сейчас в аэропортах по всему миру, тоже сыграют роль в формировании более взвешенного отношения к дальним поездкам.)

Важное преимущество медицинского туризма – всесезонность. Загрузка номерного фонда медицинских курортов не просядет в низкий сезон. А на фоне обеспокоенности общества здоровьем эти проекты останутся востребованным продуктом.