НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

27 апреля, 18:47

Ритуальная реставрация

30 августа 2016 в 05:30

КГИОП приступил к реставрации Молитвенного дома омовений на Еврейском кладбище.

По словам председателя КГИОП Сергея Макарова, в этом году бюджет выделил на реставрацию этого памятника регионального значения около 58 млн рублей: 40 млн – на реставрацию фасадов, остальное – на укрепление конструкций и воссоздание оконных заполнений.  При этом в прошлом году  по программе КГИОП в порядок привели крышу Молитвенного дома и галереи (8 900 000 рублей). На следующий год планируют заняться интерьерами: сохранились ритуальные надписи на стенах в молитвенном зале, деревянные двери в зал омовений, а в нем – историческая метлахская плитка, в зале ожидания – историческая люстра. В планах общины не только вернуть зданию ритуальное назначение, но и создать здесь небольшой музей, посвященный людям, похороненным на этом кладбище. А ведь здесь покоятся известный скульптур Марк Антокольский, Михаил Вавельберг (хозяин знаменитого дома на Невском,7), архитектор Борис Гиршович и другие.

Проект реставрации выполнен Евгением Шабловским по заказу еврейской общины, которая получила это здание в бессрочное безвозмездное пользование в 2008-м. Самые первые реставрационные работы были начаты за счет пожертвований. В частности, в порядок привели входные пропилеи, деревянный купол, который снова покрыли медью.

Дом омовений был создан для ритуала прощания с умершим человеком. Здесь не изучают Тору и не служат по субботам. Обычно помещение для омовений устраивают в синагоге, и лишь в Петербурге для этого построили специальное здание. Каменный дом возведен в 1912-м по проекту Якова Гевирца в стиле северного модерна (архитектор, умерший в годы блокады, похоронен на этом кладбище). В облике постройки читаются отголоски мавританского стиля, в котором (с подачи Испании) традиционно строятся синагоги. Вместе с тем, председатель еврейской общины Петербурга Марк Грубарг видит аналогии со средневековым замком, вход в который отмечен пропилеями и боковыми галереями.