Электронный молоток для неликвида
Российский аукционный дом предложил застройщикам реализовывать квартиры и коммерческие помещения в жилых комплексах на площадке РАД Lot-online в формате электронных торгов.
Российский аукционный дом предложил застройщикам реализовывать квартиры и коммерческие помещения в жилых комплексах на площадке РАД Lot-online в формате электронных торгов.
В РАД подчёркивают, что особенно актуальным предложение может стать для девелоперов, испытывающих трудности с продажей низколиквидных активов: квартир с неудачными планировками или расположенных на первых этажах. В общем, таких объектов, срок экспозиции которых обычно велик.
«Сюда же мы причисляем кладовые, помещения в цокольном этаже и пр. Разумеется, чтобы такой инструмент стал эффективным, необходимо привлекать покупателей ценами ниже рыночных. Тем самым можно обеспечить большое число участников, и тогда имущество, как правило, продаётся по рыночной цене или даже дороже», – рассуждает руководитель департамента продаж РАД Юлия Акимова.
По её словам, хорошим примером могут служить аукционы по продаже кладовых в жилом доме в Мурино. Изначально низкая стартовая стоимость привлекла на торги большую аудиторию. Итоговая цена одной из кладовок превысила изначально заявленную почти в 10 раз, увеличившись с 30 000 до 249 500 рублей.
РАД готов обеспечить своими силами рекламную кампанию торгов. В организации подчёркивают, что в аукционах обычно участвуют не только частные лица, но также инвестиционные структуры. При этом за 2019 год РАД реализовал с аукционов около 260 квартир на сумму 1,7 млрд рублей. Хотя на ЭТП РАД Lot-online чаще всего продавались коммерческие помещения: 570 объектов на сумму 4,3 млрд рублей по итогам прошлого года.
Опрошенные «НП» эксперты считают, что в сложившихся обстоятельствах любые сервисы, направленные на дистанционное обслуживание клиентов, будут актуальны. «Более того, даже когда ограничения будут сняты, востребованность новых сервисов вряд ли снизится: всё, что экономит время, делает приобретение товаров и услуг максимально удобным и комфортным, будет пользоваться популярностью. Те компании, которые проигнорируют новые запросы общества, проиграют», – считает директор департамента рекламы и маркетинга ГК «Полис Групп» Ольга Ульянова.
С ней согласен и генеральный директор операционного бизнеса ГК «Ленстройтрест» Денис Заседателев. По его мнению, предложение РАД – ответ на новые тенденции времени: рост внимания к дистанционным сделкам и предчувствие снижения спроса на рынке первичного жилья.
«Это хорошая идея – применить инструмент, который традиционно использовался в отношении вторичного жилья (например, залогового имущества банков), к первичному рынку. Учитывая состав покупателей, участвующих в аукционах на электронной площадке РАД, для застройщиков продажа через Lot-online – это выход на принципиально новую аудиторию.
Могу предположить, что предложение РАД будет в первую очередь востребовано для реализации парковочных мест в подземных паркингах и, вероятно, коммерческих помещений в уже сданных домах», – считает он.
Впрочем, пока с уходом в виртуальную реальность многие игроки рынка недвижимости испытывают определённые трудности и не всегда способны полностью заместить традиционный формат сделок для клиентов. Существующие сегодня электронные сервисы для регистрации договоров долевого участия, оформления и выдачи ипотеки, получения нотариально заверенных документов пока ещё функционируют не без сбоев.
«Доля процессов, связанных с приобретением недвижимости в режиме онлайн, безусловно, будет расти. Купить квартиру дистанционно, выбрать отделку, например, можно и сейчас, но пока у покупателя ещё не выработалась привычка совершать покупки с таким большим бюджетом онлайн. Жильё – это очень значимое приобретение для любого человека», – резюмирует Денис Заседателев.