НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 17:21

Исаакий Христа ради

10 августа 2015 в 06:00

Запрос РПЦ о возвращении в лоно церкви Исаакиевского собора, а заодно и Спаса-на-Крови всколыхнул неравнодушную общественность Северной столицы.

trong>Запрос РПЦ о возвращении в лоно церкви Исаакиевского собора, а заодно и Спаса-на-Крови всколыхнул неравнодушную общественность Северной столицы.

Депутаты ЗС хоть и на каникулах, но уже готовы объявить референдум по вопросу «возвращать — не возвращать». Музейное сообщество высказывается мягко, но категорично: мол, не время и где ж брать деньги на реставрацию, коли перейдет все это в церковную собственность. И напоминают про высокую художественную ценность соборов и про то, что прихода ни в Исаакии, ни в Спасе никогда не было, а храмы находились в ведении Министерства внутренних дел. Представители РПЦ в ответ на обвинения в покушении на госсобственность парируют: «Не в собственность просим, а просто в пользование». Истинные православные ратуют: «Богослужения будут проводить у главного алтаря. И каждый день, не то что сейчас — в одном приделе да по особым праздникам. И платить за вход не надо будет».

Споры не утихают, и за шумом — прости, Господи — становится очевидно, что будущее бывшего главного кафедрального собора Петербурга практически предрешено. Хотя бы потому, что пока ни один запрос РПЦ не оставался неудовлетворенным. Видимо, как-то неудобно сказать «нет», хотя закон предписывал не затевать споры о зданиях, где расположены учреждения культуры, а элементы убранства включены в музейный фонд. Захотела вот РПЦ получить Благовещенскую церковь в Александро-Невской лавре. Храм, где погребен Суворов, тоже ведь не был приходским, и никакие взывания к исторической правде не помогли. Музею же городской скульптуры, в ведении которого была Благовещенская церковь, решили подыскать другое место. Вот Уткину дачу в Невском районе ремонтируют — говорят, для размещения фондов. Фондов ли? И Смольный собор, где тоже не было прихода, вот-вот передадут новому (старому?) хозяину. А там, глядишь руководству объединенного музея «Исаакиевский собор» (в его ведение помимо Исаакия, Спаса, Смольного входит еще и Сампсониевский собор) и управлять станет нечем. Почему-то вспоминается давняя и не очень красивая история. В конце 1980‑х директором этого музея был Георгий Бутиков, который сумел получить его на условиях хозрасчета. А лет через десять Комитет по культуре, в ведении которого все-таки находится музей, инициировал проверку. Результаты поразили всех: зарплата директора была сопоставима с доходами крупного бизнесмена, а собор нуждался в реставрации. Для тех, кто знаком с этой историей, очевидно: Исаакиевский собор — один из самых доходных (если не самый доходный) музеев Северной столицы. И еще — что владелец в лице государства управлял им не лучшим образом.

Так не о презренном ли металле — подспудно — и сегодня идет речь? Деньги на реставрацию все равно будет давать государство (кстати, заметим, что в расходах по линии КГИОП главные получатели средств на реставрацию — многочисленные церкви). При этом ничто не мешает, ссылаясь на богатую западную практику, и самой церкви установить плату за посещение особо выдающихся храмов — к примеру, как в Венеции или в Риме.

Только в одном аспекте концы не сходятся с концами: вроде бы у нас до сих пор церковь отделена от государства. Или мы чего-то не знаем?