НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

22 мая, 22:44
6 апреля 2015 в 05:40

Смесь бетона с адреналином

Проект «Лахта центр» попал в книгу рекордов Гиннеса, установив мировой рекорд непрерывного бетонирования. В связи с этим событием журналистам разрешили взглянуть на еще теплую нижнюю плиту коробчатого фундамента, которому и предстоит поддерживать 670 000 тонн - вес башни Газпрома.

yle="text-align: justify;">

Проект «Лахта центр» попал в книгу рекордов Гиннеса, установив мировой рекорд непрерывного бетонирования. В связи с этим событием журналистам разрешили взглянуть на еще теплую нижнюю плиту коробчатого фундамента, которому и предстоит поддерживать 670 000 тонн - вес башни Газпрома.

На сегодня пятиугольная плита размером с футбольное поле, которую сотрудники компании «МФК «Лахта центр» с долей иронии называют пентагоном, - самая крупная в мире монолитная конструкция, изготовленная методом непрерывного бетонирования. В течение 49 часов в основание башни было уложено 19 624 кубометра самоуплотняющегося бетона класса по прочности Б60. В течение двух суток 18 бетононасосов подавали смесь в 54 точки бетонирования. Этому предшествовала двухмесячная круглосуточная работа по изготовлению армированного каркаса, вес которого соответствует весу Эйфелевой башни – 9600 тонн.

Отдельный интерес у специалистов вызывает логистика процесса. Непрерывное бетонирование в таком объеме потребовало работы 13 бетонных заводов, расположенных вдоль КАД, преимущественно на севере Петербурга. Надо было обеспечить более 2500 рейсов крупных бетоновозов. Чтобы снять риски трафика, работы вели с вечера пятницы до вечера воскресенья, когда плотность дорожного движения ниже. На площадке работало восемь пунктов входного контроля качества бетонной смеси.

Все 49 часов на площадке бессменно находилась директор по строительству башни Елена Морозова. По словам иностранных подрядчиков, это единственная в мире женщина, которая руководит строительством небоскреба.

«Есть проекты, сопоставимые по размеру фундамента: небоскребы, атомные электростанции и пр.,- но там фундаменты заливают участками (по частям) с образованием рабочих швов бетонирования. Это другая физика процесса. Нам важно было выдержать много параметров, чтобы бетон обладал необходимой текучестью, водонепроницаемостью, скоростью твердения», - поделился впечатлениями исполнительный директор АО «МФК «Лахта центр» Александр Бобков. – «Важно, чтобы в результате химической реакции при соединении воды и цемента выделялось не слишком много тепла, иначе вода может закипеть и в бетоне образуются пустоты. Если бетон поведет себя не так, как предсказывает модель, то разобрать и переделать это невозможно, не получится даже взорвать. Точка невозврата наступает после десятого миксера. Мы, безусловно, делали все для минимизации риска, но пока не увидели сомкнувшийся бетон и не убедились, что температура, дойдя до расчетных 69 градусов по Цельсию, пошла вниз, нервничали. Эта плита – квинтэссенция двухлетней работы, в прямом и в переносном смысле основа того, что нам еще предстоит сделать».

Результат даже несколько превзошел ожидания строителей. Спустя три недели судья книги Гиннеса Ева Норрой приехала в Петербург, чтобы вручить сертификат о строительном рекорде. Предыдущий был установлен годом ранее на строительстве башни Wilshire Grand Center в Лос-Анджелесе, там в плиту основания уложили 16 208 кубометров.

Журналистам удалось увидеть не так уж много. Во-первых, подрядчик – компания «Рейнессанс Констракшн» - строго соблюдает технику безопасности и не приветствует появление на площадке посторонних. Во-вторых, основные работы ведутся под тентом, установленным на отметке минус 13 метров, на лесах над нижней плитой. Там рабочие трудятся над следующим уровнем фундамента – ядром диаметром 27 м и десятью радиальными стенами-траверсами, которые распределяют усилие, созданное весом 462-метрового небоскреба, от верхней плиты по всему периметру фундамента. Кроме прочего коробчатая конструкция лучше справится с боковыми нагрузками, которые будет испытывать здание при сильном ветре.

В этой части высотки разместятся приямки лифтов, две мощные вентиляционные камеры, агрегаты системы охлаждения для кондиционирования башни. Тепловой узел решили сделать в стороне, под стилобатной частью комплекса, чтобы не создавать постоянной тепловой нагрузки на конструкции. Если внутри фундамента найдется свободное место, сотрудники МФК «Лахта-центр» мечтают открыть здесь музей строительства башни.

А пока на площадке армируют будущие стены-траверсы, готовят опалубку, демонтируют один из четырех распорных дисков, которые защищали котлован от внешнего давления грунта. Масштаб стройки впечатляет. Рядом – второй фундамент. Там начинается строительство наземной части многофункционального здания, которое и по площади будет больше – 200 000 кв.м, тогда как в небоскребе всего 160 000 метров, и фундамент под ним значительно больше по площади (только протяженность составляет 340 метров), а по объему – сопоставим с фундаментом башни – 44 200 куб.м. Да и по функционалу оно интереснее офисной башни: там, например, разместятся детский научно-образовательный центр «Мир науки», планетарий, выставочные пространства. Но весь адреналин и все восторги достаются высотке.

Похоже, нижняя плита будет не единственным строительным рекордом, зафиксированным в Петербурге. Например, «Лахта центр» - самый северный небоскреб в мире, строится в условиях большого перепада температур, высокой влажности, зимнего обледенения. Подземная часть здания уходит в глубину до отметки минус 16,9 м при том, что уровень грунтовых вод находится в этом месте меньше, чем в двух метрах под поверхностью.

«Башня плавно скручивается, делая поворот на 89 градусов и меняя форму, - рассказывает Елена Морозова. - По мере ее роста меняется все: площадь и конфигурация этажей, форма перекрытий. При этом в ней трудно найти хотя бы две аналогичные детали. Когда мы готовились проводить тендер на генеральный подряд, мы проанализировали раздел «Конструкции металлические». Оказалось, что на 189 000 элементов горизонтальных конструкций только две одинаковые! Но эта форма и делает здание красивым. Такое решение непривычно для русских людей, особенно для петербуржцев. Я лично долго всматривалась в проект, еще начиная с «Охты», но в результате я искренне его полюбила».