НАШ ЦИТАТНИК: «Если здание находится в центре города, сейчас этого по факту достаточно, чтобы причислить его к лику «градостроительных святынь». Однако отнесение всех домов к историческим исключительно по году постройки абсурдно…» Дмитрий Некрестьянов

18 мая, 06:33
6 апреля 2015 в 05:40

Прицкер за «мыльные пузыри»

Престижная Прицкеровская премия — «Нобель» в архитектуре — в этом году досталась немецкому зодчему Отто Фраю. Его можно считать одним из основоположников архитектуры легких сборных конструкций и бионических форм.

yle="text-align: justify;">Престижная Прицкеровская премия — «Нобель» в архитектуре — в этом году досталась немецкому зодчему Отто Фраю. Его можно считать одним из основоположников архитектуры легких сборных конструкций и бионических форм.

Возможность малыми средствами достичь максимального эффекта — характерная примета творчества Фрая, что делает его постройки актуальными даже спустя десятилетия после их появления. Сам он признавался, что с помощью творческих поисков в области конструкций, технологий и архитектурных форм хотел сделать людей счастливыми. Особенно во время стихийных бедствий и катаклизмов. В частности, в последние годы жизни (а умер он накануне официального объявления его лауреатом Прицкера) зодчий интересовался тем, как сделать оболочку здания, которая меняла бы свойства в зависимости от температуры воздуха. Совсем как человек снимает куртку, когда жарко, и натягивает ее в холод. Любопытно, что при этом он не строил жилые дома, а в историю архитектуры вошел прежде всего как создатель временных общественных пространств для выставок и спортивных состязаний. Так, его первой громкой работой стал павильон на «Экспо‑67» в канадском Монреале: сборные конструкции были изготовлены в Германии и соединены уже на месте, демонстрируя развитие послевоенных немецких технологий и авторскую фантазию. В итоге получился не бесхитростный ангар, а словно парящий над землей фантастический корабль с мачтами и парусами. Эффект оказался настолько впечатляющим, что именно этот образ «парящей крыши» решили использовать устроители Олимпиады в Мюнхене, пригласив Отто Фрая в группу проектировщиков олимпийского парка. И снова мембранные перекрытия для большого стадиона, бассейна и даже переходов от одного объекта к другому создали запоминающийся образ олимпийской столицы 1972‑го. Очертания крыш напоминают шапито, очертания Баварских Альп и даже фантастического дракона. На китайскую ярмарку, правда, тоже похоже, особенно сейчас, когда рядом построен огромный современный музей БМВ.

Многофункциональный центр в Манхейме (Германия) необычен тем, что его свободной формы внутренние пространства созданы с помощью традиционной решетчатой конструкции, которую прежде использовали лишь для привычной ортогональной структуры. Японский павильон для «Экспо‑2000» в Ганновере соединил традиционный лаконизм национальной архитектуры и точность немецкой технологии.

Отто Фрай призывал исследовать природную невесомость (мыльного пузыря, паутины), находя там источник вдохновения для своих разработок.

Премию в размере $100 000 по традиции вручают каждый год в разных странах. В этом году церемония состоится в мае в концертном зале New World Centre, построенном в Майами-Бич другим прицкеровским лауреатом — Фрэнком Гери.