НАШ ЦИТАТНИК: «Ситуация у девелоперов разная. Были те, которые органично развивались, не увеличивая долговую нагрузку. А есть те, кто агрессивно действовал за счет наращивания долга. Думаю, будут элементы продажи активов, перераспределения на рынке застройщиков...» Эльвира Набиуллина

22 декабря, 06:07

Архитектура быта

25 мая 2015 в 05:40

В Петропавловской крепости постоянная выставка «Коллекция мебели XVIII–XX веков» пополнилась новой экспозицией: здесь представлена мебель XIX века, созданная по рисункам известных петербургских архитекторов, — например, диван и два стула из мебельного гарнитура, выполненные по рисунку Луиджи Руска в 1806–1808 годы. Этот зодчий создал не только такие известные постройки, как портик на Думской улице (его так и называют — «портик Руска»), Манеж и казармы лейб-гвардии Кавалергардского полка на Шпалерной улице, Дом с четырьмя колоннадами на Садовой, Певческая капелла, Аничков дворец и др. Именно он руководил работами в императорских дворцах в 1801–1816 годы.

yle="text-align: justify;">В Петропавловской крепости постоянная выставка «Коллекция мебели XVIII–XX веков» пополнилась новой экспозицией: здесь представлена мебель XIX века, созданная по рисункам известных петербургских архитекторов, — например, диван и два стула из мебельного гарнитура, выполненные по рисунку Луиджи Руска в 1806–1808 годы. Этот зодчий создал не только такие известные постройки, как портик на Думской улице (его так и называют — «портик Руска»), Манеж и казармы лейб-гвардии Кавалергардского полка на Шпалерной улице, Дом с четырьмя колоннадами на Садовой, Певческая капелла, Аничков дворец и др. Именно он руководил работами в императорских дворцах в 1801–1816 годы.

Представленный на выставке мебельный комплект был выполнен для купца Федора Ильина, пожелавшего иметь в своем доме «императорскую мебель». Диван и кресла покрыты французским лаком цвета слоновой кости и украшены золоченой резьбой. После революционных событий мебельный гарнитур перешел в ведение Комиссариата имуществ, а позднее был передан в Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский), где его использовали как реквизит. В 1963‑м эти предметы вошли в фонды Музея истории Санкт-Петербурга.

Еще два стула выполнены по рисунку архитектора Василия Стасова, по проекту которого в Петербурге, в частности, построен Троицкий собор и возрожден после пожара Зимний дворец. Представленные на выставке стулья сделаны из карельской березы и тополя, украшены резной пальметтой, тонированной в черный цвет.

Золоченый стол с зеркальной столешницей изготовлен по проекту Огюста Монферрана. (О его вкладе в петербургскую архитектуру знают все благодаря Исаакиевскому собору и Александровской колонне.) Стол выполнен «в ренессансном вкусе». Неоренессансная мебель появилась в России в конце 1830‑х, и ее возникновение связано именно с деятельностью Монферрана. Виртуозный стилизатор, блестящий знаток мировой архитектурной практики, он свободно владел разными историческими стилями. В Петербурге в мебельной мастерской братьев Гамбс по его эскизам создавали мебель для царской семьи. Там же был изготовлен и стол, представленный на выставке. По этому проекту в 1848 году подобную мебель сделали для императрицы Марии Федоровны.