НАШ ЦИТАТНИК: «Петербургский рынок недвижимости в стагнации с апреля. Резкого роста или, наоборот, оттока региональных клиентов я не вижу. Возможно, в период нестабильности большинство людей предпочтет вкладывать деньги там, где им уже все понятно и знакомо...» Екатерина Запорожченко

25 мая, 06:17
14 сентября 2015 в 05:40

Вокзал до востребования

Смольный доказывает в суде, что компания «Морской вокзал» незаконно оформила в собственность недостроенное здание нового МФК на пл. Морской Славы, 1, литера Д.

Смольный доказывает в суде, что компания «Морской вокзал» незаконно оформила в собственность недостроенное здание нового МФК на пл. Морской Славы, 1, литера Д.

Комитет имущественных отношений (КИО) требует аннулировать регистрацию.

В управлении фирмы с давних пор находится семиэтажное здание Морского вокзала, построенного еще в 1982-м на пл. Морской Славы, 1. Договор аренды с городом заключен до 2047 года.

В советское время объект входил в состав Балтийского морского пароходства, которое в девяностых было преобразовано в ОАО. В 1997-м здание вокзала перешло городу за долги пароходства перед бюджетом.

Для управления этим объектом по инициативе Смольного было создано ЗАО «Морской вокзал», акционерами которого стали несколько крупных компаний (включая тех, что занимались пассажирскими перевозками).

В 1998-м общество арендовало у города участок свыше 6 га рядом с вокзалом. В дальнейшем акции ЗАО не раз перепродавались. Часть здания была приспособлена под гостиницу и бизнес-центр. Фирма продолжала принимать и круизные суда, но загрузка вокзала оставляла желать лучшего, поскольку возможности здешних причалов сильно ограничены.

В середине «нулевых» арендатор заявил о планах создания второй очереди вокзала (МФК площадью около 100 000 кв.м). В 2007-м Смольный издал распоряжение о строительстве. Однако работы встали на начальном этапе. У фирмы возникли финансовые сложности. В конце 2011-го городское правительство отменило разрешительные документы. Тем не менее компания сумела оформить права на незавершенный объект со степенью готовности около 15%. Его учли в кадастре под литерой Д (площадь застройки — порядка 0,2 га).

Инвестору было не до возобновления работ. В 2012-м фирма оказалась в стадии банкротства (долги составили порядка 500 млн рублей). В итоге она заключила мировое с кредиторами, но стройку так и не реанимировала — см. «НП», № 19/2012.

«Чтобы расконсервировать объект, нужно заново готовить проектную документацию, поскольку за прошедшие годы изменились градостроительные нормы, — рассказывает Владимир Щелоков, зам. директора ЗАО «Морской вокзал». — Требуются колоссальные вложения, в одиночку нам их не потянуть, нужно привлекать инвесторов. Но загвоздка и с назначением будущего комплекса. Когда мы 2007-м готовили проект, предполагалось, что это будут главные морские ворота в Петербург. Но с появлением проекта «Морской фасад» интерес к нашему участку снизился. А теперь еще и город пытается оспорить права на «незавершенку», хотя он все равно не сможет вовлечь в оборот территорию, находящуюся в долгосрочной аренде».

КИО не устраивает сам факт того, что девелопер зарегистрировал недострой по истекшему инвестдоговору и может претендовать на выкуп земли. Следующее заседание арбитража состоится уже на этой неделе. Кстати, это не единственный конфликт, который тлеет вокруг Морского вокзала.

Еще в 1997-м фирма сдала причалы и пирсы в субаренду ООО «Балтийский порт». Договор истек. Пару лет назад стороны заключили допсоглашение о его продлении. Однако Росреестр отказал в регистрации, считая, что необходимо было проводить торги. Партнеры пытались оспорить отказ в арбитраже, но недавно потерпели фиаско в Верховном суде.

Заметим, что Морской вокзал еще принимает пассажирские суда, но не в том объеме, как раньше. К тому же из-за особенностей местного канала, проложенного еще в конце XIX века, корабли длиной более 200 метров не могут подойти к причалам.