Банкрота оторвали от земли
Суд признал, что компания-банкрот «Павловский посад» («ПП») больше не может распоряжаться участком 31 га в деревне Глинки. Право завершить большинство домов в проекте «БельВиль» перешло к кооперативу дольщиков.
yle="text-align: justify;">Суд признал, что компания-банкрот «Павловский посад» («ПП») больше не может распоряжаться участком 31 га в деревне Глинки. Право завершить большинство домов в проекте «БельВиль» перешло к кооперативу дольщиков.
Сейчас ЖСК «10‑й квартал» пытается оформить в собственность около 60 незавершенных объектов (квартир и секций в таун-хаузах). Сколько потребуется денег на достройку, до конца еще не ясно.
На днях апелляционный суд признал, что «Павловский посад», который с 2011‑го находится в стадии банкротства, больше не является арендатором участка. Муниципалы еще в прошлом году добились прекращения договора — на том основании, что часть домов уже готова, а значит, надел должен быть размежеван и перейти в общую собственность жильцов. Конкурсный управляющий фирмы-банкрота пытался опротестовать решение: дескать, сданными домами занят далеко не весь участок, а значит, свободная часть и незавершенка должны быть включены в конкурсную массу. На этом настаивал и основной кредитор — банк «Санкт-Петербург», в залоге которого находился спорный надел. Однако две инстанции арбитража отказали им в иске.
В середине «нулевых» фирму «Павловский посад» основали структуры банка «Санкт-Петербург». На арендованных до 2054 года участках рядом с Павловским парком было запланировано около 30 коттеджей, более 100 таун-хаузов и несколько многоквартирных малоэтажных домов.
«ПП» успел застроить 9‑й квартал. Зависли 10‑й (здесь жилье продавала СК «Еврострой») и 11‑й кварталы.
Осенью 2008-го работы остановились, банк «Санкт-Петербург» заявил о выходе из проекта.
В 11-м квартале были проданы почти все секции и квартиры (более 50 объектов); готовность многих корпусов составляла 90%. В 10-м квартале стройка встала на начальном этапе, дольщиков было меньше, и жилье они оплатили частично.
Активисты создали ЖСК «10‑й квартал» и ЖСК «Павловский БельВиль», рассчитывая завершить работы своими силами. В 2010-м застройщик, находившийся на грани краха, заключил с ними договоры о совместной деятельности. Девять квартир и десять таун-хаузов решено было оставить за «ПП». В отношении фирмы началась процедура банкротства.
Покупатели стали обращаться в райсуд, чтобы признать право собственности на долю в недострое. Некоторые успели получить желанное решение. Но вступил в силу новый закон о банкротстве, и остальным пришлось искать счастья в арбитраже.
После долгой тяжбы суд подтвердил права ЖСК. Многие дольщики говорят, что им от этого «ни жарко ни холодно». «У меня, например, нет возможности достраивать дома своими силами, — заявила одна из покупателей Светлана С. — Моя квартира на будущем третьем этаже, а несколько помещений на нижних этажах не проданы. Кому они отойдут, не ясно».
Многие граждане считают, что оптимальным вариантом стала бы схема с привлечением стороннего инвестора, который за счет застройки свободных пятен помог бы обманутым гражданам. Но земля находилась в залоге. Сейчас банкрот отлучен от проекта (право залога также прекращено), но всех проблем это не решает. Многие дольщики по-прежнему не готовы завершать работы своими силами. Возможно, ситуация изменится, когда ЖСК «10‑й квартал» оформит право собственности на незавершенку. Суд признал законными его притязания почти на 30 квартир разного метража и примерно такое же число таун-хаузов. Свободные помещения можно будет выставить на продажу, чтобы покрыть часть расходов. Но привлечь новых дольщиков может быть проблематично.
Впрочем, сколько удастся выручить от распродажи активов тем гражданам, которые отчаялись ждать достройки и включились в реестр кредиторов, тоже неясно.