НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 13:10

Без граненого стакана

17 февраля 2014 в 05:00

Жюри выбрало полдюжины скульптур, которые установят в Петербурге в рамках симпозиума «Балтийский образ».

О вкусах, конечно, не спорят — их оплачивают. Раскошелится городской бюджет, нам же предлагают просто получать эстетическое удовольствие и высказывать свое политкорректное мнение. Оно просто обязано быть таковым, особенно на фоне скандала с CNN, взявшего на себя роль судьи по части уродства монументов. Так что мы с готовностью будем соглашаться с автором «Портрета Бродского» (Eвгений Ратанов), изобразившего поэта-изгнанника в виде гранитного дольмена. Может, и к лучшему, что опальный поэт не пришел умирать на Васильевский остров, а нашел последний приют в Венеции.

Там его память увековечили изящным профилем на мемориальной доске, установленной на набережной Неисцелимых, которую он воспел в одноименном эссе. А в Петербурге его хотят представить неотесанной глыбой в шарфе. В городском парке, где предполагают поставить шедевр, это будет выглядеть, по меньшей мере, пугающе, для детей особенно. Впрочем, место пока точно не определено, хотя в этом году организаторы огласили список возможных «точек» для размещения скульптуры. Отметим, правда, что в рейтинговом голосовании этой работе присвоено 5‑е место.

Лучшей признали композицию «Отражение»: трое плывут в одной лодке, которая отражается в воде. В пояснительной записке автор признает, что уже использовал этот образ в инсталляции в Деревне Художников. В современной версии бросается в глаза перепев скульптуры «Поцелуй», которую назвали лучшей на прошлогоднем симпозиуме: птичка пьет воду из лужи и словно целуется со своим отражением. Но, видно, тема отражений ныне в моде.

Ничего концептуально нового не сказал и автор скульптуры «Конькобежец», выполнивший спортсмена в супрематически-геометрических формах. Узнаваемый почерк выдает: это тот же автор (Виктор Гаврилов), что в прошлом году выполнил композицию «Скорость», посвященную первому российскому мотопробегу. Впрочем, если эти работы поставить неподалеку друг от друга, можно создать супрематический тупик для любителей. «Конькобежец» разделил 3-е и 4-е места со скульптурой «Бинокль» (Роберт Лотош).

А вот кони из одноименного триптиха (2‑е место) порадовали. Довольно изящно автор (Александр Никитин) обыграл форму конских голов, ненавязчиво показывая ее сходство с ракушкой. Или это ракушка похожа на коня? Образ побуждает к размышлению и раздумьям о трансформации природы образов. Шестое место отдано композиции «Тихая вода» (Екатерина Федорова).

Признаться, на выставке работ, которая прошла в Доме Союза художников, глазу было особо не за что зацепиться. А запомнился памятник граненому стакану — своеобразный зиккурат, вырастающий из водной глади, из стаканов и составленный. Не столько оригинальностью замысла, сколько фундаментальностью — почти трактатом по истории этого символа ушедшей эпохи. Но в Петербурге памятник граненому стакану мы ставить не будем. В отличие от Павильона для водочных церемоний, сооруженного по проекту Александра Бродского в Подмосковье. Ибо пока чокнулись не все.