НАШ ЦИТАТНИК: «Темпы роста ВВП в I и II кварталах оставались высокими. При этом инфляция ускорялась. Это означает, что экономика по-прежнему находится в состоянии значительного перегрева. Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны...» Эльвира Набиуллина

27 июля, 00:46

Без граненого стакана

17 февраля 2014 в 05:00

Жюри выбрало полдюжины скульптур, которые установят в Петербурге в рамках симпозиума «Балтийский образ».

О вкусах, конечно, не спорят — их оплачивают. Раскошелится городской бюджет, нам же предлагают просто получать эстетическое удовольствие и высказывать свое политкорректное мнение. Оно просто обязано быть таковым, особенно на фоне скандала с CNN, взявшего на себя роль судьи по части уродства монументов. Так что мы с готовностью будем соглашаться с автором «Портрета Бродского» (Eвгений Ратанов), изобразившего поэта-изгнанника в виде гранитного дольмена. Может, и к лучшему, что опальный поэт не пришел умирать на Васильевский остров, а нашел последний приют в Венеции.

Там его память увековечили изящным профилем на мемориальной доске, установленной на набережной Неисцелимых, которую он воспел в одноименном эссе. А в Петербурге его хотят представить неотесанной глыбой в шарфе. В городском парке, где предполагают поставить шедевр, это будет выглядеть, по меньшей мере, пугающе, для детей особенно. Впрочем, место пока точно не определено, хотя в этом году организаторы огласили список возможных «точек» для размещения скульптуры. Отметим, правда, что в рейтинговом голосовании этой работе присвоено 5‑е место.

Лучшей признали композицию «Отражение»: трое плывут в одной лодке, которая отражается в воде. В пояснительной записке автор признает, что уже использовал этот образ в инсталляции в Деревне Художников. В современной версии бросается в глаза перепев скульптуры «Поцелуй», которую назвали лучшей на прошлогоднем симпозиуме: птичка пьет воду из лужи и словно целуется со своим отражением. Но, видно, тема отражений ныне в моде.

Ничего концептуально нового не сказал и автор скульптуры «Конькобежец», выполнивший спортсмена в супрематически-геометрических формах. Узнаваемый почерк выдает: это тот же автор (Виктор Гаврилов), что в прошлом году выполнил композицию «Скорость», посвященную первому российскому мотопробегу. Впрочем, если эти работы поставить неподалеку друг от друга, можно создать супрематический тупик для любителей. «Конькобежец» разделил 3-е и 4-е места со скульптурой «Бинокль» (Роберт Лотош).

А вот кони из одноименного триптиха (2‑е место) порадовали. Довольно изящно автор (Александр Никитин) обыграл форму конских голов, ненавязчиво показывая ее сходство с ракушкой. Или это ракушка похожа на коня? Образ побуждает к размышлению и раздумьям о трансформации природы образов. Шестое место отдано композиции «Тихая вода» (Екатерина Федорова).

Признаться, на выставке работ, которая прошла в Доме Союза художников, глазу было особо не за что зацепиться. А запомнился памятник граненому стакану — своеобразный зиккурат, вырастающий из водной глади, из стаканов и составленный. Не столько оригинальностью замысла, сколько фундаментальностью — почти трактатом по истории этого символа ушедшей эпохи. Но в Петербурге памятник граненому стакану мы ставить не будем. В отличие от Павильона для водочных церемоний, сооруженного по проекту Александра Бродского в Подмосковье. Ибо пока чокнулись не все.