Комфорт за отдельную плату
Государственная программа «Доступное и комфортное жилье…» стартовала 10 лет назад. Однако если параметры доступности кое-как определены максимальной стоимостью, то что считать комфортным — неизвестно. Например, чиновники Петербурга и Ленобласти полагают, что комфорт определяется наличием мест в детских садах и школах, а также транспортной доступностью новостроек. С этим сложно спорить, но это далеко не все критерии.
О том, каков нынешний баланс «доступность и/или комфорт», а также что вкладывают в эти понятия потребители, застройщики и чем их мнения отличаются от представлений чиновников, мы расспросили у наших ньюсмейкеров.
Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Нынче золотое время для сочетания доступности и комфорта. В ближайшей перспективе положение дел заставит застройщиков задуматься об удешевлении проектов, сокращении издержек. Сейчас много объектов, наполненных разными приятными вещами: комфортные лифты, дорогая отделка мест общего пользования, хорошие входные двери и т. д. А также много того, что сразу не заметно, например качественный полиэтилен для труб. В дальнейшем на этом придется экономить, поэтому, покупая квартиру для себя, стоит присмотреться к проектам, которые сдаются в ближайшее время.
Что вкладывают в понятие доступности и комфорта чиновники, для нас остается загадкой. Во время объезда объектов представители районной администрации пришли в восторг от нашего жилого комплекса эконом-класса «Огни залива». Их представления отстают от рынка, они не вполне понимают, насколько он конкурентен и как заставляет застройщиков постоянно совершенствоваться.
Михаил Духовный, директор департамента корпоративных коммуникаций Группы компаний «Эталон»:
– Баланс доступности и комфорта всегда — платежеспособность потребителя. Сегодня потребителям есть из чего выбирать, и они голосуют рублем. Дольщики поняли, что лучше заплатить чуть больше и жить в комфорте, чем потратить мало и через пару лет искать новое жилье.
Мнение чиновников о доступности и комфорте отличается от нашего, поскольку мы находимся по разные стороны процесса. Плохого в этом ничего нет, потому что иногда чиновники могут предложить неожиданное видение привычного для нас хода вещей.
Сергей Степанов, директор по продажам компании «Строительный трест»:
– У нас покупают в основном семейные люди, приобретающие жилье для себя. Для них один из основных критериев выбора — комфорт. Особое внимание уделяют развитости микрорайона, сбалансированности социальной среды, транспортной доступности, наличию паркингов.
Важна и квартирография комплекса. Сегодня на рынке немало домов, где средняя площадь квартир — около 30 кв.м. Их априори нельзя считать комфортными, поскольку увеличена нагрузка на придомовые территории, места общего пользования, парковки, социальные объекты. Ведь сейчас объемы строительства объектов соцкультбыта, паркингов определяются из средней площади квартир 50–55 кв.м.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:
– Последние государственные инициативы (введение обязательного страхования договоров долевого участия, сокращение списка аккредитованных страховщиков, ограничение этажности жилых комплексов, введение платы за проезд большегрузов и пр.) говорят о том, что у чиновников иные представления о доступности жилья, нежели у простых смертных. Уже сейчас из-за роста стоимости доставки грузов, вызванного введением системы «Платон», на 20–30% подорожали стройматериалы. Естественно, растет себестоимость строительства, и как следствие — дорожает квадратный метр.
Реализуя жилой комплекс «Новый Оккервиль», мы, естественно, заботимся о доступности покупки квартиры в нем. Развиваем совместные программы с банками, предлагаем свою рассрочку (до четырех лет, в том числе беспроцентную), работаем с большинством государственных субсидий.
Виталий Виноградов, директор по маркетингу и продажам группы компаний «Лидер Групп» в Санкт-Петербурге:
– Если под комфортом понимать необходимый набор жизненных благ, а под доступностью — адекватную цену, то для покупателя важно «два в одном», а именно «доступный комфорт».
Время, когда дома строились в чистом поле, прошло. Сегодня покупатели и эконом-, и комфорт-класса выбирают готовую для жизни среду, где есть социальная инфраструктура, благоустроенный двор с зеленью и детскими площадками, удачные планировки. И в этом смысле понимание «доступного комфорта» у граждан и у застройщиков совпадает.
Дмитрий Сидоренко, руководитель отдела реализации недвижимости ГК «ЦДС»:
– Безусловно, ввиду непростой экономической ситуации покупатель в первую очередь ориентируется на доступность, выгодную схему приобретения или удачное предложение от застройщика. Однако требования к комфорту ни в коем случае не снизились. Наоборот, уровень жизни, сложившийся в последние несколько лет, диктует свои условия.
Покупатель обращает внимание не только на цены и планировки, но и на благоустроенную придомовую территорию с детскими и спортивными площадками, пешеходными и велосипедными дорожками, местами для отдыха, паркингом и гостевыми парковками, охранной системой, газонами и т. д.
На мой взгляд, наибольшее значение для властей сегодня имеет социальная и транспортная инфраструктура.
Об этом говорит и масштабный проект Ленобласти «Соцобъекты в обмен на налоги».
Федор Туркин, председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест»:
– Сегодня для наших покупателей основной критерий выбора квартиры –цена. Локация, удобная квартирография и транспортная доступность отходят на второй план. Но мы не отказываемся от дополнительных опций комфорта, которые заложили в проекты. Маржинальность становится ниже, но тяжелые времена пройдут, а наша репутация дороже сиюминутной выгоды.
Вера Сережина, директор управления аналитического маркетинга и исследований рынка компании «Северный город» (входит в холдинг RBI):
– В 2013–2014 годах на рынок активно выходили проекты, строящиеся за КАД. Их отличал минимализм во всем. Как правило, покупали такие квартиры те, для кого был важен сам факт приобретения жилья, а какого — не столь важно.
Уходящий год продемонстрировал другую тенденцию: спрос на проекты эконом-класса упал почти на 30%. Это подтверждает смену приоритетов. На первый план вышло то, что формирует комфорт проживания (архитектура дома, планировка квартиры, район, инфраструктура, насыщенность функционалом самого жилого комплекса и т. д.). Подкрепляется это и рациональным аргументом — насколько квартира останется инвестиционно привлекательной в будущем. Понимая этот тренд, лидеры рынка уже начали в комфорт-классе создавать объекты, сравнимые по опциям с бизнес-классом (разница есть лишь в высоте потолков, квартирографии).
Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation:
– Доступность с точки зрения потребителя — это возможность приобрести квартиру в принципе. Если это ипотека или рассрочка, то доступность подразумевает возможность клиента обеспечивать регулярные выплаты без существенного ущерба для себя и своей семьи на протяжении довольно долгого времени.
Комфорт для граждан — это возможность вести современный образ жизни, получать коммунальные удобства в полном объеме и т. п. Сейчас это понятие выходит за пределы квартиры и распространяется на помещения общего пользования, придомовую территорию, возможность парковать машину. Комфорт для застройщика — это максимально учитывать потребности покупателя. Радует, что позиции обеих сторон сейчас сближаются.
Александр Ульянов, генеральный директор ООО «Росинжиниринг Проект»:
– Конечно, потребителям в первую очередь важен комфорт: садики, школы, поликлиники, магазины должны быть рядом. Благоустроенная территория с детскими и спортивными площадками во дворе — все это ценится. А застройщикам важно снизить себестоимость строительства, доступность объекта позволяет быстрее окупить инвестиции.