Электронная прозрачность
С помощью петербургской Единой системы строительного комплекса сегодня можно получить 47 государственных услуг, а к октябрю их перечень увеличится до 60.
Предложение о создании системы поступило от Штаба по улучшению условий ведения бизнеса при губернаторе. Ее разрабатывал Комитет по информатизации и связи при поддержке Проектного офиса администрации губернатора и при непосредственном участии застройщиков. Единую систему строительного комплекса (ЕССК) запустили в эксплуатацию в начале 2017 года.
С ее помощью заявители могут получить несколько государственных услуг, например разрешение на строительство, не выходя из своего кабинета. «Это, конечно, очень удобно. Но мы не только ушли от бумажного документооборота, но и актуализировали все регламенты оказания госуслуг и взаимодействия органов исполнительной власти. Некоторые из них содержали излишние или непонятные требования. Над тем, чтобы упростить регламенты и сделать их четкими и прозрачными, мы совместно с бизнесом трудились около полутора лет. Сейчас это уникальный IT-инструмент», — говорит заместитель руководителя администрации губернатора Юлия Лудинова.
Она приводит в пример одного из крупнейших петербургских застройщиков, который помогал в апробации системы. Его опыт показал, что при использовании ЕССК число сотрудников, оформляющих документы, можно сократить в пять раз. Теперь этим занимается отдел всего из двух человек.
Дружелюбный интерфейс
Система постоянно совершенствуется. Так, в октябре модернизирован сам портал (info.essk.gov.spb.ru) — запущен новый интерфейс. Если раньше разработчики были сосредоточены на создании и отладке системы, базы данных, то теперь — на удобстве пользователя. Интерфейс, опять же, готовили совместно с бизнесом. Теперь на сайте можно ознакомиться со всеми инструкциями и нормативной базой, узнать об органах власти, предоставляющих услуги.
Добавлен и «калькулятор процедур». Этот раздел особенно важен для инвесторов, которые только приходят в город. С его помощью можно понять, какие именно действия надо совершить, чтобы построить объект. В «калькуляторе» можно рассчитать, какие процедуры в зависимости от объекта надо будет пройти, куда надо для этого обращаться и сколько это займет времени.
Расширен и перечень услуг, предоставляемых в электронном виде. В марте добавилось 20 процедур (ГАТИ, КИО, КГА, КГИОП, ГСН, КЭИО), и теперь с помощью ЕССК доступно 47 государственных услуг, которые охватывают все этапы строительства, от правоустанавливающих документов и градостроительного плана до разрешения на ввод в эксплуатацию.
Также ЕССК позволяет застройщикам, создав «личный кабинет», в режиме онлайн следить за ходом рассмотрения их заявок. А чиновники могут анализировать эти процессы. Оператором системы выступает администрация губернатора Петербурга, которая контролирует регламент прохождения процедур, соблюдение сроков и т. д. Также в «личном кабинете» можно сохранить всю информацию о взаимодействии с органами власти, поданных и полученных документах. Эти сведения можно использовать для получения последующих согласований и разрешений. Например, если градплан участка уже есть в «личном кабинете», при выдаче разрешения на строительство Служба госстройнадзора его уже не потребует.
К хорошему привыкают быстро
В прошлом году с помощью ЕССК оказано около 1500 услуг, а за первый квартал 2018-го — уже втрое больше. В первую очередь, конечно, это связано с тем, что с 1 января разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию выдают исключительно в электронном виде. Следующий на очереди ГПЗУ — его тоже будут выдавать только в электронном виде. «Это документ, с которого все начинается в строительстве, и если вы вошли в систему для его получения, выходить из нее на других стадиях согласования проекта уже не захотите. Также к октябрю мы планируем расширить список оказываемых услуг минимум до 60. Но в основном мы сосредоточены на создании интерактивной карты, в которой будут все сведения о выданных разрешениях и ГПЗУ. Это важно застройщикам, которые хотят знать, кто строит или собирается строить по соседству, какие работы проводит. Для нас же это дополнительная возможность анализа данных», — говорит Юлия Лудинова.
В перспективе и включение в ЕССК регистрации прав. А вообще у чиновников есть планы к 2020 году перевести в электронный вид 90% процедур и услуг в сфере строительства.
Ошибки и привычки
Тем не менее некоторым застройщикам проще «работать с бумагой». Юлия Лудинова полагает, что это, скорее, дело привычки, хотя есть и психологический момент — заявитель хочет видеть «бумажный» штамп.
Также у некоторых нет практики или навыков использования электронных документов в административно-хозяйственной деятельности. Кого-то пугает необходимость получать электронную цифровую подпись. Есть и такой весомый фактор, как привычка ходить к одним и тем же людям, которые принимают документы и с которыми иногда можно договориться. Но разработчики уверены, что внедрение ЕССК, переход к электронному документообороту снизят, а в идеале и вовсе исключат человеческий, в том числе коррупционный, фактор при получении государственных услуг.
Анализируя ошибки тех, кто использует систему, ее разработчики рекомендуют внимательнее оформлять документы и следить за полнотой подаваемых пакетов — здесь больше всего проблем. Есть ошибки, связанные с незнанием законодательства и с нежеланием ознакомиться с информацией об услуге (на портале для каждой услуги разработаны информационные материалы с пошаговой инструкцией, проводятся семинары, работают консультанты). Так что застройщиков просят обратить внимание на описание услуг и процесса регистрации в ЕСИА
(gu.spb.ru/esia), инструкцию по настройке рабочего места, а также ознакомиться с разделом «Электронные услуги сферы строительства» (gu.spb.ru/building).
мнения специалистов
Александр Семчуков, заместитель председателя КИО:
– С мая 2017-го комитет оказывал три услуги с помощью системы. Это присвоение адреса объектам капитального строительства, утверждение схемы расположения участков на кадастровом плане территории и утверждение границ участков. В марте добавилось еще пять: подготовка и выдача сведений о цене участка и выдача разрешений на использование наделов (в порядке, предусмотренном 39-й статьей Земельного кодекса), выдача разрешений на размещение на городских участках объектов (для которых не требуется предоставлять пятно и устанавливать сервитуты) и заключение соглашений о перераспределении земель, находящихся в государственной и частной собственности. А также согласование залога прав по договорам с КИО, объектом которых является государственная недвижимость.
В электронном виде идут прием и регистрация заявлений и документов, межведомственные запросы, подготовка проектов распоряжений, экспертиза и выдача результатов. Сроки варьируются от 12 до 82 дней в зависимости от сложности вопроса.
Хотя пока в комитет в основном обращаются с бумажными документами и электронный документооборот не большой, надеюсь, ситуация вскоре изменится.
Алексей Михайлов, заместитель председателя КГИОП:
– Ввиду консервативности работы комитета мы полагали, что сотрудники воспримут новшества негативно. Но наш коллектив за последние годы обновился, появилось много молодых специалистов, и предложение восприняли как само собой разумеющееся.
Сейчас с помощью ЕССК мы выдаем исходные данные по объектам культурного наследия: его наименование, время возникновения, даты основных изменений и т. д. Кроме того, выдаем задания и разрешения на работы по сохранению объектов культурного наследия, а также разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию в случае реконструкции.
Понятно, что через ЕССК пока доступен не весь комплекс услуг комитета. Но положено хорошее начало. Также у нас есть позитивный опыт рассмотрения государственных историко-культурных экспертиз в электронном виде — пока это недоступно в ЕССК. Кроме того, есть
договоренности с Минкультом о пилотном проекте перевода в электронный вид взаимодействия министерства и Комитета по проектам планировки. В этом году увидим результат — это серьезный прорыв во взаимодействии региональных и федеральных структур.
Сергей Савоськин, заместитель начальника ГАТИ:
– Наша сфера ответственности — работы за пределами стройплощадок. Но таких работ очень много, ведь новые объекты надо присоединять к сетям, создавать строительные городки и подъезды.
Мы предоставляем услуги в электронном виде уже не первый год, и уровень электронного документооборота достигает 98%. Нам не составило большого труда влиться в ЕССК, с помощью которой доступны все три наши услуги. Это включение работ в общегородскую адресную программу, оформление ордеров на выполнение работ и распоряжения об ограничении движения транспорта на период их проведения.
Алексей Белоусов, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб»:
– Замечательно, что система развивается, что подобные схемы реализуются в других регионах. Хотя в Татарстане эта схема была реализована чуть ли не десять лет назад, так что мы прилично опоздали.
Если говорить о пока не решенных проблемах, то система работает по алгоритму, основанному на действующих нормативно-правовых актах. А они как раз и содержат избыточное число согласований и никому не нужных скрытых процедур. Так что недостаток ЕССК в том, что электронный документооборот ведется в рамках действующих нормативных актов. Начинать, конечно, нужно было с серьезных исправлений в нормативной базе.
ЕССК реализует «дорожную карту», которую бизнес-сообщество предложило довольно давно. В ней, например, были конкретные идеи по упрощению порядка согласования проектов планировки территорий. В ЕССК эта процедура реализована, но в рамках действующего порядка. А именно к нему было максимум замечаний от застройщиков. Пройти эту процедуру в электронном виде тоже сложно. Надеемся, рано или поздно изменения произойдут.