НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 15:10

Противопожарная «крыша»

31 июля 2020 в 06:00

Почему бизнес платит контролёрам за покровительство. Вынесены приговоры шести бывшим сотрудникам МЧС. Всем – условные.

Десять лет выплат за «покровительство», семь уголовных дел и семь условных сроков – так устроен малый петербургский бизнес.

Фирма «БалтМонолитСтрой» – не из числа лидеров. Зарегистрирована в 2008-м, основная деятельность – монтаж вентиляционного и противопожарного оборудования в жилых, производственных и офисных зданиях, обороты – 10–15 млн в месяц. Учредителем и гендиректором был Андрей Колесниченко. (Сейчас компанией руководят другие люди.)

В начале «нулевых» Колесниченко решил «взбодрить» спрос на свои услуги. И договорился с инспекторами МЧС о том, чтобы они закрывали глаза на отдельные нарушения, а главное – в ходе проверок противопожарной безопасности «рекомендовали» бы владельцам недвижимости именно его фирму. (Кстати, из приговоров пункт о давлении на подконтрольные организации исчез, осталось только «неприменение мер ответственности».)

В списке потерпевших – ТСЖ «Александрино» и ТСЖ «Новый Оккервиль», автоцентр «Бикар», десятки ИП и небольших компаний. Сведений о том, нанесён ли им какой-либо ущерб, в материалах судов нет.

Вчера был вынесен приговор по последнему из длинной серии дел, возбуждённых в отношении сотрудников МЧС в ноябре 2017-го. Рассматривались в 2019-м, в разных судах.

Старший инспектор Сергей Юганцев в начале 2010 года принял коммерческое предложение от Андрея Колесниченко: иметь 10–20% от суммы заключённых контрактов. Всего получил 683 270 рублей. Приговор суда: штраф  в 510 000 рублей и лишение права занимать должности в госорганах на два года.

Алексей Алексеев в Кировском районе сделал карьеру от старшего инспектора до начальника отделения, с 2010-го по 2017-й получил от Колесниченко 331 600 рублей.

Приговор: семь лет условно, запрет на госдолжности на три года, штраф – 994 800 рублей.

Инспектор Валерий Иванов, с 2011-го по 2017 год занимался тем же самым и в том же Кировском районе; получил 329 040 рублей, 7 лет лишения свободы условно и штраф в размере 100 000 рублей.

Старший инспектор по Кировскому району Алексей Самородов получал деньги от Колесниченко с 2014-го по 2017-й; сколько всего – неизвестно. 300 000 штрафа, два года без должностей, освобождён от наказания за истечением срока давности.

Дмитрий Червяков занимал разные должности в надзорных органах Красногвардейского района. С Колесниченко договорился в 2017-м. По версии следствия, всего за несколько месяцев «заработал» не менее 544 600 рублей. Приговор: четыре года условно, запрет на госдолжности на три года, штраф 300 000 рублей.

Антон Зуев, надзор Кировского района, 2017 год, получил от Колесниченко 120 750 рублей, от суда – четыре года условно.

Самая крупная фигура в этом деле – подполковник Александр Цатуров. Полностью его должность называлась так: «начальник отделения надзорной деятельности отдела надзорной деятельности Невского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу». Деньги от Андрея Колесниченко «за попустительство» получал понемножку, ежеквартально, всего на смешную сумму 66 200 рублей. Суд назначил штраф в 500 000, но учёл домашний арест с ноября 2017 года по октябрь 2018-го и снизил до 300 000 рублей.

Сам г-н Колесниченко тоже получил четыре года условно и штраф в 3,5 млн рублей.

Въедливый читатель может спросить: а что же такого интересного в этом рутинном деле? На наш взгляд, интерес именно в обыденности и банальности. В том, что «коммерческое предложение», судя по фабуле, не вызывает никакого удивления у контролёров. А «крышевание» позволяет предпринимателю если не процветать, то хотя бы держаться на плаву. В конце концов, никто не пострадал, никто не погиб из-за халтурно сделанной сигнализации, как в Перми, – просто бизнес, ничего личного…

Кстати, в Думе на рассмотрении находится законопроект о государственном контроле, существенно расширяющий список поднадзорных лиц и объектов, а также полномочия контролёров.