НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 11:48

«Произойдёт перезагрузка сознания»

11 сентября 2020 в 05:00

Архитектор Иван Сухих о том, как после кризиса изменится облик городов и кварталов.

Иван-Сухих-архитектор
Сухих Иван
основатель, управляющий партнёр бюро Parametrica

«Архитектура – застывшая музыка», сказал Шеллинг. Парадокс: время закручивается всё стремительнее. Однако некоторые вещи остаются почти неизменными. Плёночный магнитофон – что-то из эпохи наполеоновских войн. И теперь вся твоя музыка умещается на крохотной флешке. Но флешка лежит на столе всё в том же старом доме, для которого Grundig был диковинной новинкой.

О том, как меняется подход к архитектуре, какие тренды будут послезавтра определять облик городов и кварталов, мы беседует с Иваном Сухих, архитектором, основателем бюро «Параметрика».

 Давайте начнём с определений: чем отличается архитектор от урбаниста?

– Это разные специальности. Архитектор – более узкая. У нас понятие урбанистики сформировалось в том числе под влиянием блогеров-дилетантов…

 Это вы Варламова имеете в виду?

– Да их много… Они плодятся. Но если мы говорим про голландское, например, бюро, которое решает серьёзные градостроительные проблемы в разных странах, – это совсем другое.

Российский урбанизм основан на сравнении с европейскими историями, хотя мы скорее азиаты, в том числе – по стилю управления. Достаточно посмотреть, как у нас принято заходить в кабинет к начальнику… У нас свой контекст, смесь Европы с Азией. Урбанист должен во всём этом разобраться, выбрать лучшие практики, которые сработают именно у нас, учесть особенности технологии и то, что у наших подрядчиков не всегда руки растут из правильного места. И найти решение.

Архитектор – человек, который закончил институт. Он может стать урбанистом, может проектировать жилые здания. Это ремесло: он не может быть универсалом. Ремесло – это когда ты день за днём делаешь одинаковые или похожие операции и стараешься выполнять их как можно лучше.

 Урбанист составляет словарь и грамматику, архитектор пишет волшебный текст?

– Да, можно и так посмотреть. Урбанист формирует задание для архитектора. Дирижёр не должен уметь играть на всех инструментах. Урбанист работает со временем – с годами и трендами. Любой проект занимает определённый срок, и чаще это не годы, а десятилетия.

 Тем не менее великих архитекторов мы знаем, а их урбанистов, кроме барона Османа да Петра Первого, сходу и не назовём…

– Сталин был серьёзным урбанистом. Даже за лужковский период не смогли основательно испортить транспортную схему Москвы, заложенную при нём.

 А вы себя считаете архитектором или урбанистом?

– Ни то ни другое. В Европе есть такая специализация – «архитектор-продуктолог». Мы формируем продукт для девелопера, то, что он будет продавать. Здесь важно иметь компетенции и в архитектуре, и в урбанистике, разбираться в экономике и в технологиях.

 Вы трудились в крупных компаниях – ПИК, «Брусника»… Почему ушли?

– Когда работаешь в контуре компании, наступает такой момент, когда кайф от роста твоих компетенций прекращается. Ты зависишь от работы других отделов, других людей. Так что основная причина – остановка в росте. Я не карьеру имею в виду, а компетенции.

Но очень важно поработать в этом бизнесе, увидеть и понять его изнутри. У нас, к сожалению, многие архитекторы и урбанисты оторваны от тех, кто будет воплощать их проекты на практике. Да и от тех, кто потом будет жить в этих домах.

 В Петербурге вы с кем работаете?

– С компанией «ЛенРусСтрой», они строят город-сателлит в Новом Горелово. И мы для них готовим перезагрузку продукта с повышением класса. У них уже сформировался пул жильцов, которые живут в этой локации, работают, растят детей. Но для многих это было именно первое жильё, и они внутренне готовы перейти на новый уровень, с другим пониманием комфорта, с другими функциями, планировками. В дальнейшем этот новый продукт наши заказчики, надеюсь, будут использовать и в других проектах.

 Какие сдвиги в сознании потребителей и специалистов происходят в связи с пандемией?

– Многие наши клиенты и субподрядчики перешли на удалённую работу. Не нужно арендовать дорогой офис в центре, не нужна ежедневная миграция через город. Значит, растёт количество людей, которым надо с комфортом проводить восемь рабочих часов дома. Нужно адаптировать какие-то решения, которые раньше применялись в более высоких классах жилья, – отдельный кабинет и прочее.

Вторая история связана с введением ограничений. Например, в Москве – не далее 100 метров от дома. Кому-то повезло, и у него благоустроенный двор, зелень, есть какие-то рекреационные бенефиты. А я, например, жил в старом районе, на Солянке, где вместо двора – парковка, на улице – общественный транспорт, и остро не хватает рекреационных возможностей. Возникает тема самодостаточности небольших территорий: прогулки, спорт, зелень.

Третье направление – реанимация субурбии. Возвращение к американской модели – домик с участком. Многие из моих знакомых переместились на дачи: кто-то арендовал, у кого-то была, кто-то купил. Этот класс жилья получает дополнительный стимул для развития. Конечно, с учётом ограничений по бюджету покупки и по локации относительно города.

 Плюс лишняя комната – если на "удалёнке". Или загородный дом, который, как правило, дороже в эксплуатации. То есть потребности у людей стали больше, а денег – меньше. Как совместить?

– Вернёмся к началу: урбанист формирует задачу для архитектора. Можно построить в одной локации два дома, которые будут отличаться по себестоимости процентов на 40–50. Есть много инструментов для «сушки» себестоимости, они применяются на разных стадиях проекта. Сначала – мастер-план: расположение домов, понимание высотности, объёмных решений. Это один их самых важных этапов: насколько правильно ты поставишь дом. Ну, если очень упрощённо: есть, например, нормативы по инсоляции – два часа комната должна получать солнечный свет. Если мы ставим дом с севера на юг, можно добиться, чтобы на одну лестницу приходилось больше квартир. Если повернём на 90 градусов – понадобится больше лифтов и лестниц, потому что придётся проектировать «распашонки»…

 В архитектурном сообществе обсуждают инициативу – отменить требования по инсоляции…

– Это правила, с которыми нужно работать. Они позволяют предусматривать видовые квартиры, держать расстояние между фасадами. Если их отменить – боюсь, что некоторые компании начнут строить такие кварталы, жить в которых будет некомфортно. Другой вопрос – правила, конечно, надо дифференцировать по регионам. В Краснодаре или Сочи норматив будет работать наоборот: там самые комфортные квартиры – те, которые выходят на север или в тень. Настройки – нужны, убирать не следует. Это лишь один из параметров, для примера.

На втором этапе подготовки эскизного проекта девелопер уже должен работать с тем, как в это пятно интегрировать максимальное количество продаваемых площадей и минимальное – вспомогательных. Можно сделать самолёт на 10 пассажиров, но перелёт получится дорогой. Лучше на 100. Задача архитектора – максимально использовать ресурс (землю). В разрешённом объёме застройки сократить долю неэффективных площадей. Это коридоры, лестнично-лифтовые группы, какие-то помещения, связанные с обслуживанием и уборкой…

Следующая стадия – рабочая документация. Здесь уже идёт оптимальный подбор инженерных систем и точный расчёт материалоёмкости. Чтобы снизить количество бетона и арматуры на продаваемую площадь.

 То есть вы предлагаете разрабатывать и строить такие жилые «лоукостеры»?

– Да.

 Но в «лоукостере» вы проводите несколько часов, а в квартире – полжизни…

– Здесь более сложная зависимость. Есть айфон, и есть Xiaomi. Функции практически те же, разница в цене – на порядок.

Мы пытаемся дать покупателю функции жилья, допустим, бизнес-класса, но используя более дешёвые и рациональные решения, и с точки зрения планировок, и по материалам. Я ни в коем случае не призываю делать гетто.

Кстати: площадь в маленьких квартирах дороже, это общеизвестно. Но и дом в целом, в котором преобладают студии и "единички", тоже получится существенно дороже – в нём больше лифтов, больше "инженерки" и вспомогательных помещений. То есть ставить целью снижение бюджета покупки за счёт сокращения площадей и «мелкой нарезки» – это ошибочная стратегия: и покупатель переплачивает, и застройщик заработает меньше. Уже не говоря о социальных проблемах, которые неизбежно возникнут…

 Проблемы гетто возникнут не у застройщика, а у жителей. Застройщик как раз «мелкую нарезку», скорее всего, продаст. У снижения себестоимости есть нижняя граница, за которой начинается дефицит комфорта. Как уловить высоту этой планки? Как понять, что будет нужно покупателю (жителю) через 10 лет?

– Технологии строительства и способы использования жилья не меняются десятилетиями. Пространство, чтобы спать, отдыхать, работать… Радикальных изменений не происходит. Случаются более тонкие перемены. Например, производство одежды стало массовым, сама одежда – недорогой (исключая люксовые вещи). И сейчас трудно представить себе квартиру без какого-то места для хранения вещей…

 Но есть и обратные процессы. Мода на разумное потребление, дресс-кроссинг, сознательный отказ от покупки ненужного…

– Да, такие тенденции есть. Но они не стали массовыми. А мы ориентируемся именно на среднего потребителя. Моду задают пассионарии, потом она разрастается. Или нет. Сейчас это ранняя стадия. Бывает, что топ-менеджеры девелоперских компаний начинают принимать продуктовые решения, ориентируясь на свои запросы и представления. Это приводит к серьёзным ошибкам.

Изменение потребностей – длинные тренды. Чтобы подстраховаться, надо иметь в запасе гибкие планировочные решения, многофункциональность. Чтобы в одной планировке можно было проживать различные сценарии.

 В ваших интервью и публикациях довольно много места уделено транспортному каркасу проектов. Переход на "удалёнку", о котором мы говорили (по первым оценкам, 80% сотрудников вернутся в офисы, но 20%  нет), как-то повлияет на транспортную составляющую жилых проектов?

– Транспортный каркас также формируется на вырост, на много лет вперёд. Мы должны иметь множество альтернативных маршрутов. Пропускная способность транспортных артерий не всегда связана с шириной. В большинстве случаев люди передвигаются по определённым сценариям, и транспорт загружен неравномерно. Ночью его почти нет. Есть пиковые нагрузки. Новогодние закупки и снегопад неизбежно совпадают. Жить по разным графикам, скорее всего, не получится: либо никого, либо все поехали.  Вирус на эти пики не повлияет: сразу по завершении карантина – пробки у ИКЕА.

Мне нравится Портланд в США – чуть ли не единственный «пешеходоориентированный» город: там пешеход доминирует, имеет преимущество перед автотранспортом.

Из трендов, которые сильно изменят город, я бы первым назвал автоматизацию, беспилотные автомобили. Сейчас машина, особенно в крупных городах, это скорее маркетинговое, чем функциональное решение. Каршеринг, такси, общественный транспорт – намного выгоднее личного автомобиля. Самолёт большую часть времени проводит в воздухе, автомобиль – в гараже или на стоянке. И один пользователь вместе пяти. Но постепенно произойдёт перезагрузка сознания.

 То есть: мне на самом деле не нужна машина, а просто нужно попасть из точки А в точку Б?

– Да. Это будет подписка. На «Майбах» – дороже. На «Логан» – дешевле. И не нужны будут места для хранения автомобилей – они почти непрерывно будут ездить.

И уже сейчас нужно думать над ревитализацией тех площадей, которые сегодня используют для хранения автомобиля. Подземных паркингов, например, – их надо будет подо что-то другое приспособить. Я думаю, эта трансформация произойдёт на протяжении 20 лет, не более.

 А в варианте загородной жизни это как отразится? Вряд ли человек, живя в 100 километрах от города, откажется от личного автомобиля…

– Должны появиться девелоперы, которые не бросают клиента, продав ему дом, а сопровождают по жизни дальше. В Роттердаме есть проект апартаментов. А при нём – пристройка. И там некоторое количество каршеринговых автомобилей, которыми жители апартаментов могут пользоваться при необходимости или в каких-то экстренных случаях. Что-то похожее может появиться и в коттеджных посёлках.

 Возможен ли индустриальный подход в индивидуальном домостроении? Нет ли здесь скрытого противоречия?

– Никакого противоречия нет. В автомобильной промышленности вам могут собрать машину под индивидуальный заказ, за очень большие деньги. Но колёса и двигатель будут те же. Есть fixed и flexible: фиксированные части проекта (база) и переменные элементы: пристраивать террасу или нет, какой балкон подойдёт, какого типа окно. Просто надо глубоко проанализировать клиентские предпочтения, понять, какие запросы встречаются чаще.

 Кто для вас идеальный заказчик?

– Девелопер, который реализует продукт вдолгую, создаёт династический бизнес. Он будет нести ответственность за проект, а если не он сам – так его дети. Я как-то спросил у финнов: отчего вы прекратили заниматься удешевлением панелей? Они ответили: большие затраты по гарантийным случаям, по тем домам, с которыми мы экспериментировали в 70-е…