НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 16:29

Землю перемешают с недвижимостью

6 мая 2020 в 10:36

Росреестр готовит реформу: ведомство предлагает учитывать участки и объекты на единой платформе.

Росреестр готовит реформу: ведомство предлагает учитывать участки и объекты на единой платформе.

С 1 июня пилотный проект собираются запустить в Иркутской области, Краснодарском и Пермском краях, сообщает «Коммерсантъ». Цели обычные: повышение эффективности и рост налоговых платежей. Если первые результаты будут позитивными, с 2021 года в эксперимент включат и другие регионы.

Создать ГИС «Единый информационный ресурс о земле и недвижимости» Дума предлагала ещё в 2018 году.

Сейчас данные об участках и объектах содержатся в девяти федеральных информационных системах (этим занимаются Минстрой, Минсельхоз, МЭР, Росреестр, Росимущество и др.); количество региональных ресурсов учёту не поддаётся.

Правда, есть некоторые сомнения в том, что планы Росреестра будут реализованы. Например, объединение сведений Единого госреестра прав и Единого госреестра недвижимости с поэтапным переводом регионов на единое программное обеспечение заняло несколько лет, привело к масштабным сбоям и до сих пор не завершено. Крупнейшие региональные рынки – Москва, Подмосковье, Петербург, Ленинградская область – так и не перешли на новое ПО. (По сведениям NSP, Москва начнёт такой переход чуть ли не в мае этого года, Петербург и Ленобласть – осенью.) Однако бюджетные миллиарды на единое ПО уже потрачены, для новых трансферов нужны новые обоснования. Переход на «цифру» и усиление вертикали в комплексе с налогами как раз годится. (Как и создание «единого профиля» граждан с увеличением доли штрафов в бюджетах.)

Участники рынка – совсем не против «цифры»: удобство онлайн-сервисов оценили, многие пользуются экстерриториальным доступом и пр. В принципе, и создание единого федерального ресурса – дело нужное. Но для начала хорошо бы разобраться с проблемами, которые тормозили цифровой прогресс на прежних этапах. А их немало. Низкое качество исходных данных: ошибки, неполные сведения и пр.; масштабные лесные участки «двойного учёта»; отсутствие границ у бОльшей части населённых пунктов; отсутствие в кадастре водных объектов; огромный объём неоцифрованных архивов и т.д.

Как будут «сливаться» сведения Минсельхоза и МЭР, если в одном ведомстве считают садоводства вполне легитимной формой землепользования, а в другом уверены, что СНТ возможны только в пределах населённых пунктов? (Это многолетняя позиция Минсельхоза, подтверждённая Верховным судом и действующим Земельным кодексом.)

«Единая платформа» от Росреестра – составная часть «земельной реформы». Напомним: законопроект об отмене категорий земли и переходе к функциональному зонированию болтается в Думе чуть ли не с 2012 года.

Без решения проблем с корректностью исходных данных, без снятия хотя бы наиболее острых проблем в законодательстве инициатива ведомства будет напоминать суперсовременную телевизионную панель, по которой круглые сутки показывают «Дом-2». Или навороченное ПО для вызова такси: к новейшему смартфону вопросов нет, но приедет извозчик с телегой…