НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 00:26

Дачный парадокс

22 сентября 2016 в 13:05

Многие землевладельцы не могут согласовать дачную застройку на сельхозземлях, а налоги вынуждены платить как за дачи.

Участником показательного конфликта стал лендлорд из Лангерево (Ломоносовский район). Он пытается решить коллизию в арбитраже, выясняя отношения с налоговой службой и с Росреестром. Пока безуспешно. Группа родственных компаний, работающих под брендом «ЛангеревоИнвест» и подконтрольных Александру Фадееву, давно выкупила свыше 31 га сельхозземель в Пениковском СП, между деревнями Лангерево и Кузнецы. Место интересное – и до Ломоносова недалеко, и до Финского залива. В 2012-м глава поселения своим постановлением изменил вид разрешенного использования десятка участков – с «сельхозки» на «дачное строительство». Фирма успешно внесла коррективы в кадастровые данные, но дальше процесс застопорился. Росреестр отказался выдавать фирме новые правоустанавливающие документы. Это объяснялось прокурорской кампанией, развернувшейся по всей стране. NSP неоднократно писала о приостановке перевода сельхозучастков в нашем регионе. Ситуация обострилась в 2014-м, когда Верховный суд опубликовал очередной обзор практики. Из него следовало, что дачи на сельхозземлях (теоретически) строить можно, а вот на сельхозугодьях – нельзя. При этом к угодьям относятся пашня, сенокос, многолетние насаждения, лесные участки – в общем, почти все, что можно придумать, включая пустоши. По мнению ВС, если речь идет об угодьях, то изменить вид разрешенного использования участка невозможно без изменения категории земель.

У «ЛангеревоИнвест» категория оставалась прежней – «сельхозка», а вид разрешенного использования – дачи. К освоению пятен компания не приступала и в суд обращаться не спешила (тем более практика складывалась не в пользу таких заявителей – см., например, мартовскую публикацию «Дачников не пустят в Заболотье»). В общем, инвестор ждал каких-то нормативных подвижек. Но возникла другая проблема. За участки платили, как за «сельхозку», – по ставке 0,3%. Однако в прошлом году прилетело «письмо счастья» из налоговой службы. Одной из родственных фирм, которая владеет тремя участками общей площадью порядка 16 га, дополнительно начислили налоги в размере 1 061 097 рублей, плюс потребовали заплатить пени. Аналогичные предписания пришли и другим дочерним компаниям (например, «Эко-Лангерево»). В налоговой посмотрели на вид разрешенного использования пятен и решили, что землевладелец должен платить налоги по ставке 1,5%. Собственник возмутился и пошел в арбитраж. Он стал доказывать, что по факту не может использовать пятна под дачную застройку, однако суд отверг этот довод, придя к выводу, что формально инспекция ФНС права. Недавно и апелляция оставила в силе часть таких решений.

Тогда компании из Лангерево подали иски к Росреестру, требуя все-таки завершить процесс перевода и внести изменения в документы о собственности. Ведь иначе совсем нечестно получается. Часть исков будет рассмотрена в октябре.

По сведениям NSP, предприниматель из Лангерево – далеко не единственный заложник коллизии, и число подобных конфликтов будет расти.