Смольный продолжает тяжбы с арендаторами городских рынков. А вы ходите ли на рынок? Если сравнить с Европой – в чём разница?
Смольный продолжает долгие тяжбы с арендаторами городских рынков. На днях суд отправил на новое рассмотрение дело о приватизации Московского рынка. С рынками вообще всё сложно: городские власти норовят передать их крупным холдингам, которые провели бы реконцепцию и серьёзно обновили традиционные торговые пространства. Действующие владельцы упираются. Своим мнением с NSP поделились Артём Балаев, Михаил Бугаков, Марина Пузанова, Александра Степанова, Ольга Ульянова и др.
А вы ходите ли на рынок? Как часто? За чем? (Или – зачем?) Если сравнить с Европой – в чём разница? Как вы считаете, какую роль должны играть рынки в современном мегаполисе?
Артём Балаев,
партнёр компании «Агора. Гастроурбанистика», идеолог создания фуд-холла «Центральный маркет» в Петербурге:
– Я люблю рыночную атмосферу и думаю, что она многим нравится. Хожу на Кузнечный, покупаю там что-то в молочном ряду: сыры, сметану. Хотелось бы, чтоб в Петербурге появилось место, похожее на Усачёвский рынок в Москве. Там можно перекусить в классном ресторане типа московской сыроварни и купить продукты домой.
В Европе мне очень нравится Borough Market в Лондоне, а также Boqueria Market в Барселоне. Хорошо б такие локации появлялись в России. Мы делаем проект во Владимирском пассаже, но там будут продавать главным образом готовые блюда, а не продукты.
Михаил Бугаков,
совладелец True, гастропаба «Раки» и Allmix:
– Есть лишь единичные примеры перехода от рынков советского периода к современным форматам. К сожалению, сходство только в том, что на рынке покупают и продают товары. Во всём остальном – пропасть. Она кроется и в понимании этого процесса, и в подаче товара, и зачастую в самом продукте. Рынки Барселоны, Парижа, Рима, Лондона – это комфортные площадки. Там приятно тратить деньги, туда хочется вернуться. Чаще всего это превосходная «вкусная» выкладка товара, интересные гастрозоны, где готовят еду из ассортимента рынка. Если же говорить о наших рынках, то в первую очередь приходят на ум Даниловский и Центральный в Москве. Эти проекты начинают напоминать европейские: с продуманной инфраструктурой, интересными гастрономическими зонами и хорошими продуктами. Сохранены там и «народные» акценты. Но даже на этих рынках можно столкнуться с тем, что на грязной колоде разделывают мясо, а после этого кладут его на грязные картонки.
Марина Пузанова,
директор по развитию группы компаний RENTA:
– Рынки нового формата могут обеспечить доступ горожан к качественной продовольственной продукции от фермеров и мелких производителей. Текущее состояние большинства рынков Петербурга требует реконцепции. Для них характерно хаотичное развитие, и в большинстве своём такие торговые пространства привлекают далеко не все слои населения. Хотя рынки равномерно распределены по центральным районам, обитатели которых не избалованы разнообразными продуктовыми форматами. Например, Кузнечный рынок: исторически так сложилось, что здесь предпочитают покупать продукты взыскательные потребители, ценящие качество и выбор.
Если сравнивать с Москвой, там этот вид ритейла уже прошёл период становления. В столице есть рынки, ставшие центром гастрономического досуга и местом, где москвичи и гости столицы могут приобрести селективную продукцию, в том числе из эксклюзивных поставок из-за рубежа и ограниченных партий. Основные фуд-корты, конечно, это Даниловский и Центральный рынки. У нас, к сожалению, такой формат не развит. Позиционировать себя в качестве гастрорынка с качественной фермерской продукцией планирует Василеостровский, там сейчас активно ведётся реконцепция.
Андрей Бойков,
партнёр Rusland SP:
– Сейчас петербургские рынки выглядят весьма жалко. Сравнивать их с европейскими язык не поворачивается. Это касается ассортимента товаров, проходимости и физического состояния самих объектов. Однако учитывая мировой тренд на здоровый образ жизни и правильное питание, спрос на качественные современные рынки с фермерскими продуктами растёт. Нужно привести текущее состояние городских торговых пространств к цивилизованному и профессионально ими управлять. Это привлечёт новых покупателей, которым не всё равно, что они едят. В таком случае рынки действительно смогут конкурировать с крупнейшими продуктовыми сетями. Я сам регулярно хожу на рынок за свежей фермерской продукцией, которую в обычных гипермаркетах не приобрести.
Александра Степанова,
управляющий директор ТВК «Гарден Сити»:
– Петербургские рынки – это неотъемлемая часть городской культуры. Напомню, что самый первый рынок у нас в городе появился в 1705 году. Мы тоже стараемся поддерживать подобную культуру торговли. Ещё десять лет назад на территории «Гарден Сити» открылась садовая ярмарка, и она оказалась очень востребованной у петербуржцев. Изначально упор был сделан на продовольственный сегмент, но теперь 95% арендаторов – продавцы декоративных садовых растений для озеленения загородных участков и ландшафтного дизайна. Что касается примеров удачной реконцепции, то импонирует Даниловский рынок в Москве. Там сочетается классический формат с фуд-кортом, кулинарными мастер-классами, сезонными ярмарками и тематическими фестивалями.
Наталья Суслова,
генеральный директор коммуникационного агентства «Репутация»:
– В Петербурге я редко хожу на рынки, хотя в моём детстве это была обычная практика: мама и бабушки ездили на Кузнечный или Некрасовский (сейчас – Мальцевский).
Но такая рыночная культура потерялась в 1990-е, рынок стал восприниматься как нечто неорганизованное и сомнительное.
А вот в Европе я с удовольствием хожу на рынок поесть: для меня это интересная возможность попробовать местные продукты и блюда. В Питере таких рынков (с фуд-кортами или кафе на территории) на моих стандартных маршрутах просто нет.
Александр Орт,
президент Группы компаний «ННЭ»:
– В 1960-е мне довелось жить рядом с Мальцевским (Некрасовским) рынком. Тогда это был действительно рынок, где продавали сельскохозяйственные продукты, выращенные на приусадебных участках: фрукты и овощи, отдельно мясо, мёд – в полном ассортименте. И больше ничего. Теперь же от рынков осталось только название, а сами они превратились в барахолки. И лишь отдалённо напоминают о бурлящем, полном зазывалами, продавцами и покупателями рынке.
Сам я живу за городом и рынком пользуюсь только одним – езжу в Красное Cело к одному-двум продавцам за молочными продуктами и мясом. Беру только у тех, у кого качество продукции проверенное. Другим не очень-то доверяю.
Ольга Ульянова,
директор департамента маркетинга и рекламы ГК «Полис Групп»:
– Рынки – это, прежде всего, свежие овощи, фрукты, мясо, то есть продукция фермерских хозяйств. Сельское хозяйство – трудозатратное, поэтому сотрудничать с крупными сетевыми точками фермерам невыгодно, и формат рынков, где они реализуют свою продукцию сами и платят только за аренду места, оптимален.
Сегодня идёт перестройка стихийных рынков, перенос торговли в крытые современные помещения. Наверное, это правильно, но с одной лишь оговоркой: этот процесс не должен стать этапом монополизации торговли крупными ритейлерами.
Алексей Васильченко,
генеральный директор ОАО «Региональное управление оценки»:
– Для меня – человека, родившегося и выросшего в местах, где культура рыночной торговли складывалась веками, городской рынок представляется явлением вполне органичным и даже необходимым.
Ни в каком сетевом магазине или гипермаркете вы не найдёте такого выбора стабильно хороших овощей и фруктов (насколько это возможно в нашем регионе). На рынках бываю регулярно, покупаю у проверенных продавцов и не хочу терять такую возможность.
Проблем с рынками, о которых принято говорить, всерьёз не ощущаю, ну а продуктовых магазинов городу точно достаточно.
Екатерина Тейдер,
руководитель направления девелопмента Becar Asset Management:
– Сложности редевелопмента городских рынков уже сейчас связаны с очень запутанной структурой собственности. Поэтому, чтобы сделать глобальный проект, необходимо решить вопросы с каждым владельцем.
Как правило, рынки в Европе двух видов: постоянные и периодические. Рынки выходного дня или сезонные дают возможности локальным производителям, которые не могут взаимодействовать с сетями и размещаться на постоянных точках. Постоянные рынки традиционно считаются местом продажи более качественной и свежей продукции, что удовлетворяет локальные запросы. Такие объекты также существенно поддерживают местных производителей и становятся точками туристических маршрутов.
Хотелось бы, чтобы в России рынки выполняли такую же роль, а процедура, позволяющая местным производителям попасть на эти рынки, была прозрачна, проста и эффективна. В ином случае такие проекты работать не будут вне зависимости от концепции.
Ольга Кожевникова,
руководитель отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate:
– Безусловно, продуктовый или фермерский рынок должен функционировать в современном городе как альтернатива сетевой торговле. Фермерский рынок олицетворяет собой источник здорового образа жизни – это популярный тренд. При этом разница между российским рынком и европейским, конечно же, присутствует. У них всё новое вводится и анализируется постепенно, развитие любого формата происходит поступательно, а наш подвержен стремительности – «если тенденция модная, то везде и одновременно».
Покупатель устаёт и пресыщается, возвращаясь к своему обычному ритму жизни. Зачастую скорость реализации новых идей, например фуд-холлов, влияет на их качество, и на рынок выходят «полусырые» непродуманные проекты, которые формируют отрицательное отношение потребителя.
Святослав Гайкович,
руководитель АМ «Студия-17»:
– Лично я на рынок не хожу, но только от лености и некоторого «аутизма», поскольку посещение таких мест предполагает много общения и персонального внимания. Но в принципе отношусь к рынкам очень хорошо и буду рад их процветанию. Я бы сказал, что они придают торговле социально-гуманитарный вкус: налаживаются связи между продавцом и покупателем, люди интересуются, как идут дела друг у друга, обсуждают новости… Бывая в Лондоне, не раз заходил на рынок Borough – чистота, порядок, уют, но в принципе организация торговли там не намного отличается от нашей. Но есть и удивительные для нас примеры. В частности, доводилось покупать продукты перед Рождеством на рынке, который в субботу-воскресенье открывают на участке у обычной средней школы. Продают там овощи, фрукты, цветы, рыбу и даже мясо. К вечеру в воскресенье торговлю сворачивают, территорию тщательно убирают, и в понедельник школа как ни в чём не бывало снова открывается для учеников.
Что касается привлечения крупных компаний для управления и реконструкции – так ведь должен же кто-то этим заниматься. Если это будут делать арендаторы поодиночке, ничего путного не выйдет.
Пётр Войчинский,
генеральный директор АН «МК Элит»:
- Микс форматов - это даже не тренд, а обязательное требование к новым проектам. Ресторан - давно уже больше, чем место еды. Лобби элитного ЖК - не проходная зона, а место социализации. Что касается продуктовых рынков, то в Европе они переформировались уже лет десять назад. Из мест покупки еды домой они превратились сначала в место встреч с фермерами и микро-производителями, которым не под силу встать на полки глобальных ритейлеров. Затем добавилась опция приготовления и подачи блюд на месте. Так появился микс купить с собой плюс съесть на месте, который удачно совпал с популярностью стрит-фуда вообще.
Конечно, еще в советские времена были невзрачные кафе при рынках, в которых всегда была полная посадка - знающие люди ценили такие «места гастросилы». Теперь оправданное совмещение форматов активно развивается в России; успех московских проектов вдохновил петербургских рестораторов.
Потребительский спрос обещает оправдать ожидания: популярность гастромаркетов одного дня не вызывает сомнений, они стали обычным явлением для Петербурга.
Что касается моих предпочтений, что в Европе мне нравится рынок Сан-Лоренцо во Флоренции, а в Петербурге я уже побывал на реконструированном Долгоозерном.