НАШ ЦИТАТНИК: «Пузыря» на рынке ипотеки нет. Есть другой глобальный «пузырь»: мы стимулировали спрос и не развивали предложение. Самое плохое, что резко снижается его объём. Квартира дорожает на 20%, а её всё равно покупают...» Ильдар Хусаинов

24 ноября, 21:09

Вирус тормозит стройку

24 октября в 08:15
1 005

Вирус тормозит стройку

Почти 60% девелоперов по всему миру отложили строительство жилья из-за пандемии. При этом 44% респондентов рассматривают внедрение новых подходов, обусловленных коронакризисом, говорится в исследовании Global Development Report 2020 от Knight Frank.

В исследовании основных тенденций девелопмента представлен опрос более 160 международных девелоперов-клиентов компании Knight Frank из 22 стран, которые поделились мнением о воздействии пандемии на развитие жилищного строительства. Так, 57% респондентов отложили стройку из-за смещения сроков поставок материалов и изменения потребностей конечного потребителя, 44% будут вносить изменения в проекты. При этом 45% опрошенных планируют строить в городах, тогда как 41% собирается расширить географию и заняться также «вторыми домами» и прочей загородной недвижимостью. Из-за пандемии и ограничений на передвижение 43% респондентов считают, что ориентироваться нужно больше на внутренний рынок, чем на мировой спрос.

Девелоперы будут уделять больше внимания телекоммуникациям, технологиям «умного дома» и комфортному рабочему пространству. Среди основных тенденций в проектировании лидирует внедрение передовых технологий, добавление в квартиры рабочих кабинетов и дополнительного внешнего пространства, будь то терраса, патио или внутренний дворик. Около 38% респондентов намерены предусмотреть место для хранения велосипедов и 36% – для спортзалов, тогда как только 17% рассматривают возможность парковки.

Треть девелоперов рассматривает совместить опции, присущие коммерческим и жилым проектам, начиная от сдачи в аренду отдельных рабочих мест и блоков и заканчивая бизнес-апартаментами. Реализация таких проектов может вызвать большой интерес в будущем.

Почти две трети (63%) респондентов полагают, что в скором времени продажи будут проходить на технологиях виртуальной реальности: 3D-изображения, виртуальные просмотры, панорамные туры и экскурсии. Покупатели могут напрямую общаться с архитекторами или дизайнерами, например, с помощью вебинаров и видеоконференций.

Многие девелоперы совершенствуют индивидуальные системы очистки воздуха, начинают внедрять «умные» устройства «домашний доктор». Они способны отслеживать состояние здоровья пожилых жильцов и при необходимости уведомлять их близких или врачей.

Пандемия подтолкнёт развитие автоматизации, систем распознавания лиц и использования антибактериальных производственных материалов во многих сферах. Робототехника позволит снизить стоимость бытового обслуживания и уменьшить количество прямых контактов с людьми через использование консьерж-сервисов, автоматической очистки и дезинфекции помещений, которые уже опробовали некоторые отельные операторы.

Гибкость в проектировании жилых помещений будет иметь ключевое значение для тех, кто всё ещё балансирует между работой и личной жизнью. По словам Марины Шалаевой, директора департамента зарубежной недвижимости Knight Frank, операторы брендированных резиденций обязаны заботиться не только о владельцах, но и гостях, поэтому все вопросы решаются на опережение. Благодаря персоналу и круглосуточному обслуживанию гость может нормально работать и получить доступ ко всем сервисам. Традиционная семейная поездка в излюбленное место на лето может быть продлена на весь год. Ультрахайнеты (и не только они) осознали, что им действительно комфортно работать дистанционно. Так, постоянное проживание за городом или на побережье может стать обыденностью и благотворно повлиять на развитие сегмента брендированных резиденций.

Для 30% респондентов финансирование – самое большое препятствие для развития девелопмента в текущей ситуации. На некоторых рынках наблюдается сужение кредитных возможностей для застройщиков. Банкам не очень интересно кредитовать девелопмент, а порой предпродажные требования затрудняют начало строительства. Одним из способов стимулировать строительство со стороны правительства – содействовать кредитованию, возможно, посредством сочетания гарантий или займов.

Вторыми в списке наиболее серьёзных препятствий респонденты указали перспективы дальнейшего налогообложения и регулирования рынка недвижимости. Например, не так давно была введена 20%-я надбавка на налог для зарубежных покупателей в Ванкувере и Сингапуре. Такой уровень налогообложения или даже его ожидание может снизить спрос и сдержать развитие. Снижение налоговой активности, напротив, стимулирует рост спроса, как это показывает опыт Великобритании, которая недавно ввела «каникулы» по гербовым сборам.