НАШ ЦИТАТНИК: «Одна из целей реформы ФЗ-214 – оставить на рынке только стабильных (крупных) игроков. А какая компания может быть крупнее и стабильнее государственной? Хорошая новость в том, что спрос смещается в сторону ИЖС, а там могут строить и «малыши»...» Михаил Москвин

29 июля, 18:18

Фонд уходит в отказ

Фонд уходит в отказ

Правительство РФ готовит набор условий, при которых готово финансово помогать обманутым дольщикам. Точнее – не готово. Потому что в совокупности эти требования невыполнимы.

Проект постановления разослан в региональные фонды помощи дольщикам. Документ не длинный: в нём восемь пунктов. Чтобы претендовать на федеральное софинансирование, долгострой должен отвечать всем требованиям одновременно.

Объект должен соответствовать требованиям техрегламентов и документов территориального планирования. Участок – установленному виду разрешённого использования. Строительно-монтажные работы должны быть выполнены не менее чем на 50% (10-й и 11-й корпуса ЖК «Тридевяткино царство» пролетают). На объекте должны быть действующие техусловия по подключению к сетям. (В ЖК Yolkki Village ТУ оформляли чуть ли не перед сдачей, на большинстве долгостроев актуальных техусловий нет.) Объект не должен находиться под арестом по уголовному делу. (В ЖК «Ванино» часть наделов была арестована ещё в начале банкротства.)

Субъект РФ обязан предоставить гарантии по софинансированию не менее чем на 70% суммы, необходимой для достройки. (По этому поводу администрация ЛО ведёт с федеральным Фондом оживлённую и всё менее дипломатическую переписку.)

Это похоже на обращение в банк за кредитом. Вот если докажете, что у вас с финансами всё в порядке и деньги вам, в общем, не нужны – может быть, дадим вам кредит.

Напомним, федеральный Фонд («ДОМ.РФ») начал готовить почву для сокращения затрат на долгострои ещё в июле этого года. Тогда был принят ФЗ-202 «О внесении изменений в ФЗ «Об участии в долевом строительстве...». Он отменил статью 12 ФЗ-218, которая предусматривала перечисление средств на завершение недостроев из компенсационного фонда (КФ) как отдельного источника финансирования. 

Федеральный Фонд, созданный для помощи потерпевшим гражданам, ищет не способ помочь им, а бюрократические отмазки, чтобы этого не делать. Сохраняя при этом регулярные трансферы из казны и высокий уровень зарплат.

Проволочки и затягивания сроков  вызывают возмущение, митинги и пикеты. Значит, теперь отсутствие денег будут объяснять так: «Ваш объект не проходит по объективным критериям…» Или: "Ваши местные власти не желают участвовать".

Генеральный директор Фонда защиты прав дольщиков Константин Тимофеев заявил, что для Ленобласти не планируется сокращать долю финансового участия, так как регион не входит в список дотационных субъектов РФ. И привёл в пример ХМАО (8 проблемных объектов) и ЯНАО (один). В этих округах доля регионального финансирования выше 70%.

Правда, в Ленобласти нет ни углеводородов, ни алмазов. Зато много людей. "Люди – наша вторая нефть".

Осенью в Ленобласти стали «буксовать» проекты, по которым Набсовет Фонда уже принял решение. На все вопросы региона «ДОМ.РФ» разводил руками: денег компенсационного фонда у нас нет, поэтому давайте софинансируйте достройку, тогда и дело пойдёт. Так, в ноябре Фонд затребовал с региона дополнительных денег на достройку ЖК «Яркий» в Янино, ЖК «Тридевяткино царство» в Мурино, ЖК «Итальянский квартал» в Романовке, а также на «Демидовский парк» в Гатчинском районе. 

Глава 47-го региона Александр Дрозденко активно сопротивлялся принятию этих поправок, но тщетно. Он чётко заявил, что в бюджете региона таких денег нет. Потом он написал жалобу вице-премьеру Марату Хуснуллину, которая не возымела эффекта. Запрашивал у премьер-министра Михаила Мишустина 3,4 млрд рублей на восстановление прав дольщиков – похоже, тоже тщетно.

В декабре стало известно, что Фонд оставил в подвешенном состоянии ещё 29 проблемных объектов в Ленобласти. Набсовет Фонда не станет рассматривать их, пока не получит гарантии софинансирования от Ленобласти. 

Теперь, впрочем, даже точно неизвестно, сколько недостроев «зависло». В этом списке есть и объекты, прошедшие Набсовет и только подготовленные к этой процедуре.  

NSP ДОСЬЕ
По критерию готовности из федерального финансирования могут выпасть: «Десяткино 2.0», 2-й этап (30%), ЖК «Яркий» (30%), ЖК компании «ОблСтрой-55» в Малом Карлино, блок 2.1 (8%), ЖК «Альпийская деревня» (10%); ЖК «Черничная поляна», дома 9–12 (26–45%); ЖК «Румболово-Сити», д. 4 и 5 (20%); ЖК «Замок Скандинавии" (Выборг, 40%); ЖК «Чудеса света», корп. 2 и 3 (5%); ЖК «Солнце», корп. 3 (15%); ЖК «Ижора-Сити» (корп. 2 – 40%, корп. 4 – 20%).
Перечень составлен по данным областной «дорожной карты» долгостроев.

Мнение эксперта

Дмитрий Некрестьянов, партнер АБ «Качкин и Партнеры»:
- Проект постановления ссылается на 218-ФЗ (О Фонда защиты прав дольщиков). Часть 2 закона описывает направления финансирования (на что могут идти деньги), часть 3.2 – основания для финансирования (устанавливаются правительством РФ), часть 3.3 - основания для отказа (то есть даже не проверяем условия, а сразу отказываем). Если объект прошел фильтр «3.3», то смотрим на ОДНОВРЕМЕННОЕ наличие восьми условий из проекта постановления.
В целом это сильно снижает шансы на финансирование, хотя бы потому, что у дольщиков точно нет возможности повлиять на выдачу действующих ТУ или на снятие арестов в уголовном деле (могут ходатайствовать перед следователем, но не могут сами принять решение). Так что принятие документа будет означать сужение фильтра для финансирования достройки проблемных объектов Фондом.

NSP Мнение

Редкий случай: проект постановления вызвал споры в редакции NSP.
Некоторые из журналистов (возможно более наивные) полагают, что власти, наоборот, хотят расширить перечень объектов, которые могут получить федеральную поддержку. Согласно закону о Фонде (тот самый пункт 3.3 статьи 13.1), он не может тратить деньги, например, на проекты, застройщиками которых были физические лица. Или если дом возводился без разрешения на строительство, а также если застройщик продавал жильё, не имея прав на участок. А предложенный документ позволяет Правительству РФ всё же выделить средства на такие объекты, не учитывая эти запретительные условия. Хотя при этом устанавливаются другие критерии, соответствовать которым действительно будут очень немногие «долгострои».

Другие (большинство) уверены, что новый порядок позволит Фонду отсечь от федеральных средств бОльшую часть проблемных объектов. А насчет правительства – ему и раньше никто не мешал выделять целевые деньги (именно так были предоставлены 14,7 млрд рублей для достройки объектов Urban Group). И сейчас не мешает. Однако после скандала с Urban Group, который послужил дополнительным аргументом для отмены долёвки, о таких прецедентах мы больше не слышали.
Спорящие стороны сошлись в одном: нельзя составлять важнейшие федеральные документы так, чтобы они оставляли возможность двойного прочтения и толкования.