НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 05:48

Метро съезжает

9 февраля 2021 в 07:39

Сроки ввода «Горного института» и «Юго-Западной» перенесены на 2024 год.

Дирекция транспортного строительства и «Метрострой» подписали допсоглашения к контрактам на строительство двух участков петербургской подземки, перенеся срок завершения работ на 15 декабря 2024 года, пишет «Фонтанка». Мотивировка – уменьшение лимитов бюджетных обязательств. 

Госконтракт на строительство участка Правобережной линии (станции «Театральная» и «Горный институт») «Метрострой» заключил ещё в 2015 году. По плану у станции «Театральная» первое время не будет вестибюля – поезда будут проезжать её без остановки. Зато у станции «Горный институт» будет два вестибюля: первый – в районе пересечения Большого проспекта и 24–25-й линий Васильевского острова, второй – недалеко от перекрёстка 23-й линии и Масляного канала. Изначально в контракте был прописан срок сдачи в 2019 году, затем – на 2021-й, 2022-й. Осенью прошлого года соглашением между Дирекцией транспортного строительства и «Метростроем» дедлайн перенесли на декабрь 2023-го. Теперь – на 2024-й. Если на этом остановятся, то получится около девяти лет на две станции с тоннелями общей протяжённостью 5,5 км. Изначально задержки объясняли запретом на проведение работ от Минкульта (на площадке работали археологи), затем приоритетом станций, возводимых к Чемпионату мира по футболу, сейчас – ковидным дефицитом бюджета; постоянный аргумент – недостаточное финансирование.

Красносельско-Калининская («коричневая») – строящаяся линия петербургской подземки, реализация её первого этапа началась в конце 2014 года. Контракт с «Метростроем» был заключён в 2015 году. Пока на ней не открыта ни одна станция. Первый отрезок – станции «Путиловская» (пересадочная с «Кировским заводом») и «Юго-Западная». Изначально открыть «Юго-Западную» и «Путиловскую» обещали в июне 2022-го, затем перенесли на сентябрь 2023-го. Примечательно, что одновременно стоимость контракта увеличилась почти вдвое: с 37 млрд рублей до 66 млрд. Здесь неспешность также объясняется обычно отсутствием средств, плюс работы на объекте в прошлом году приостанавливало Северо-Западное управление Ростехнадзора – из-за нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. 

Напомним, что в прошлом году ВТБ было создано АО «Метрострой Северной столицы», 65% акций в котором безвозмездно получил город. Компания должна получить объекты «Метростроя», а также будет претендовать на новые госконтракты. «Совместная работа позволит сохранить квалифицированный персонал и производственную базу, продолжить строительство метро. Мы сделаем всё, чтобы новая компания была обеспечена трудовыми, производственными и финансовыми ресурсами, чтобы она могла исполнять госконтракты по проектированию и строительству метро ускоренными темпами», – заявил в декабре губернатор Петербурга Александр Беглов. «Строительство метро является важнейшим для города проектом. Уверен, что благодаря усилиям правительства города и опыту группы ВТБ мы реализуем его наилучшим образом, сохранив квалифицированный персонал и производственную базу ОАО "Метрострой", а также значительным образом увеличим темпы строительства самого востребованного вида общественного транспорта в Петербурге», – добавил Андрей Костин.

По мнению участников рынка, структуры ВТБ могут получить статус единственного поставщика на федеральном уровне, в таком случае контракты с предыдущим подрядчиком будут расторгнуты и заключены с новым. 

Сам «Метрострой» сейчас находится в процедуре наблюдения в рамках дела о банкротстве. Весь прошлый год у компании менялся состав акционеров. Сейчас 13,63% акций принадлежат Константину Ерошенко, которого летом пытались назначить генеральным директором компании вместо Сергея Харлашкина, покинувшего этот пост ради работы в правительстве Ленобласти. Ему пакет достался от Ольги Александровой, супруги бывшего гендиректора «Метростроя» Николая Александрова. В свою очередь, она получила акции от свёкра, Вадима Александрова. У Николая Александрова в собственности остаются 24,99%. Акционерами предприятия также являются Комитет имущественных отношений и ГУП «Петербургский метрополитен».