«Квадрат» не тонет!
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил до 1 июня разработать предложения по использованию «плавучих домов».
Исполнять будут: Минприроды, Минстрой, МЧС, Росприроднадзор и Росреестр. На свежую идею тут же набросились СМИ. Вспомнили про Голландию: в Амстердаме на воде живут 2500 семей. Пётр I, видимо, не довёз в своё время этот ценный опыт.
Инициатива понятная. Она находится в том же ряду, что и легализация апартаментов, и попытка присоединить садоводства к населённым пунктам, и тема «гостевых домов» на участках ИЖС. Цель та же: как-то увеличить количество жилья (хотя бы на бумаге). И настолько же бесполезная, потому что её реализация немедленно упрётся в десятки неразрешимых бюрократических нюансов. В Петербурге пытались разместить восемь плавучих гостиниц к ЧМ-2018; были выбраны места, проработана концепция, местный законопроект прошёл первое чтение... Теперь город готовится к Чемпионату Европы, «плавучие» отели так и остались в проекте. Другой иллюстрацией могут служить многолетние тяжбы по устранению «нежелательных» объектов из акватории ("Забава бар" так и стоит у Петроградской набережной), сокращение количества легальных причалов или споры вокруг имущества яхт-клубов.
Сейчас понтоны и дебаркадеры проходят по разряду «маломерных судов» и должны стоять на учёте. Например, в ГИМСе. Но инспекция ставить на учёт понтоны и дебаркадеры отказывается. Есть ещё Речной и Морской регистры. Это: много денег, килограммы документов и время. Потому что в вашем хаусботе должны быть судовые двери (в кино видели, да?), сертифицированные иллюминаторы (а не пластиковые стеклопакеты) и пр. До недавнего времени владелец должен был иметь диплом судоводителя – а как же!
Это не всё. Чтобы получить в аренду часть акватории, претендент должен выиграть конкурс. Водные объекты (кроме прудов и карьеров) – собственность РФ. На местах распорядители (и организаторы торгов) разные – федеральные органы, местные комитеты по природным ресурсам. Чтобы поставить «плавучий дом», надо выиграть ещё один конкурс – на аренду участка набережной. Если в охранной зоне – с учётом мнения КГИОП, согласованием проекта (до торгов)! Первые торги для претендента без гарантированного успеха во вторых бесполезны. При этом «бечевник» (береговая линия) должен оставаться общедоступным. Далее: согласовать сети, получить ТУ и точки подключения. Причём не только по электричеству, но и по канализации... Чтобы зарегистрироваться «по месту проживания», владельцу хаусбота придётся доказывать, что его объект соответствует СНиПам для жилых построек. Дальше: климат. В Голландии на каналах таких ледоходов, кажется, нет. Как быть – ставить защиту, вытаскивать весной на берег?
И так далее.
Каждая из этих проблем по отдельности – некритична и решаема. Но маловероятно, что их удастся преодолеть при сложившемся уровне квалификации наших законодателей – см. историю с апартаментами. «Когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает поверить в её латынь» (Михаил Жванецкий).