НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 14:07

Магазины приняли вызов

15 февраля 2021 в 15:48

Уровень ротации в петербургском стрит-ритейле по итогам 2020 года составил 13,8%.

Суммарный объём площадей формата street retail по итогам 2020-го составил в городе 614 900 кв.м, подсчитали в Knight Frank St. Petersburg. На конец года общий объём вакансии в торговых помещениях стрит-ритейла достиг 74 200 кв.м (12,1%), что на 80% выше показателя 2019-го. За прошлый год дополнительно освободилось около 50 000 кв.м, ранее занятых арендаторами. Уровень ротации сохранился в пределах значений, сопоставимых с 2019 годом, и составил 13,8%. 

На Невском от площади Восстания до площади Александра Невского свободно 9% помещений, на Каменноостровском – 15%, на Рубинштейна – 5%, на ул. Некрасова – 22%, на Владимирском проспекте – 21%.

Наиболее востребованы встройки площадью менее 100 кв.м (63% всех площадей на рынке). 26% предложения составляют помещения от 100 до 200 "квадратов". Остальные 11% приходятся на варианты больших размеров – от 500 кв.м. 

В структуре арендаторов традиционная тройка лидеров осталась неизменной (общественное питание – 30%, продукты – 13%, одежда – 9%), но объём площадей, занятых общепитом и магазинами одежды, снизился на 9,6 и 7,5% соответственно (по сравнению с итогами 2019 г.). 

В целом, по данным Knight Frank St. Petersburg, за 2020 год было открыто на 23% меньше объектов стрит-ритейла, чем закрыто. Лидер по обеим позициям – общепит (на него приходится 28% открытий и 34% закрытий). Начали работу кафе и рестораны «Казан Мангал», Taproom, «Додо Пицца», «Волконский» на Невском проспекте, «Хачапури и Вино», «КАХА Бар» на Большом пр. П.С., бар «Дармаджи» на Каменноостровском. На улице Рубинштейна открылись GUCCI (Del Mar Group), Flor, Monkey Bar, Noir и др.

Службы доставки интернет-магазинов OZON и Wildberries, а также курьеской компании «СДЭК» увеличили арендованные площади во встроенных коммерческих помещениях более чем вдвое за 2020 год. При этом пункты выдачи развиваются не только в отдельных помещениях стрит-ритейла, но и на площадях в аптеках и продуктовых магазинах, взятых в субаренду. На фоне неустойчивой эпидемиологической обстановки активно развивались аптеки: за 2020 год они на 15% расширили занимаемые площади.

Сегмент банков и микрофинансовых организаций, напротив, ужался на 13,9% (5% в общей структуре арендаторов по городу). Наибольшее сокращение метражей зафиксировано у магазинов, торгующих предметами «интима», детскими товарами, ювелирными изделиями и обувью.

Изменения в fashion-сегменте связаны с ротацией на Большом пр. П.С., Большой Конюшенной улице и Невском. На Большой Конюшенной магазин одежды Agona арендовал часть помещений бутика «Кашемир и Шёлк», на Невский переехал бутик Brunello Cucinelli, на месте закрытых магазинов Lorena Antoniazzi и Herno открылся бутик Fabiana Filippi. На Большой пр. П.С. с Литейного перебазировался магазин одежды MINT, появились такие бренды, как Maje, Sandro, Paul&Shark. Разрекламированные и успешные онлайн-ритейлеры выходят в офлайн, арендуя помещения для шоу-румов. К примеру, магазин аксессуаров Millz Karta открылся на Б. Конюшенной ул., To Be Blossom – на Литейном и Большом пр. П.С.

Наименьшее снижение запрашиваемых ставок аренды зафиксировано в спальных районах, а также на улице Рубинштейна и 1-й Советской, наибольшее – на Невском (от 30 до 33%) и на Садовой улице – от 20 до 25%. 

«По итогам 2020 года рынок торговых помещений показал свою гибкость, а также устойчивость к внешним воздействиям, несмотря на полную приостановку деятельности бизнеса в торговых помещениях во II квартале и частичные ограничения в IV квартале. Большинство собственников продемонстрировали взвешенную политику начисления арендной платы в период действия запретов на предпринимательскую деятельность, – комментирует Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg. – 2020 год запомнится серьёзными испытаниями и вызовами, которые не все участники рынка смогли преодолеть. Снижение арендных ставок для рынка стало ожидаемым результатом ограничений. При этом ему меньше всего оказались подвержены торговые коридоры в спальных районах. Там трафик генерируют жители, которые в том числе были переведены на удалённую работу. Больше пострадали в этом смысле центральные локации из-за уменьшения количества офисных работников и туристов».

По прогнозу консультантов, до конца 2021 года основной тенденцией на рынке будет сохранение существующих позиций арендаторов, а также гибкость в переговорах с собственниками в поиске наилучших условий. По итогам года было отмечено, что в общей структуре открытий доля общественного питания снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6 п. п., отмечают в Knight Frank St Petersburg. В случае возобновления ограничительных мер даже на краткосрочный период, а также вступления в действие нового постановления о продаже алкогольных напитков будет наблюдаться дальнейшая ротация кафе и ресторанов, которая за 2020 год составила 29% в общем количестве помещений, сменивших арендатора.

Наименьшим изменениям подвергнутся объекты в спальных районах города за счет генерации трафика со стороны жителей. Текущая ситуация даёт основания предполагать, что до конца 2021 года ожидается период восстановления уровня ставок, однако они не вернутся полностью на докризисный уровень 2019 года.