НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 11:28

Как изменились гендерные роли за время пандемии в жизни и бизнесе?

Пандемия отступает. Весна – наоборот.
Между 23 февраля и 8 марта – самое время подумать о том, как изменились гендерные роли за период затянувшегося карантина. Какие из этих перемен (в семье и на службе) вы оставите в своей жизни, а от каких с облегчением избавитесь?
По вашим наблюдениям, кто легче переносит самоизоляцию – мужчины или женщины? И почему? Кто проще приспосабливается к удалённой работе? И что нового вы узнали за этот непростой год о представителях противоположного пола в офисах и на домашних кухнях?

Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области:
– Я каких-то особенных изменений, пожалуй, и не заметил. Мужчины остались мужчинами, женщины – женщинами, оно и к лучшему.
Мужчина, наверное, более зависим от социальной роли – ему надо что-то доказывать, с кем-то соревноваться. А с кем дома посоревнуешься, кому что докажешь? 
Не то чтобы в условиях ограничений женщинам было легче. Но они в целом более приспособлены к трудным временам, они терпеливее, выносливее. И удалённая работа им даётся, наверное, проще. Потому что деваться некуда и винить некого. На них всё держится, на самом деле! 

Валентина Калинина, генеральный директор холдинга «РСТИ»:
– Пожалуй, лучшее приобретение прошлого года – навык решать любые, даже самые сложные и важные вопросы, по телефону или онлайн. Если раньше в этом правиле встречались исключения, то сегодня все, кто нацелен на результат, осознал действенность дистанционной схемы. И всё-таки дефицит личного общения, с которым мы все столкнулись, вряд ли можно считать приятным опытом – это ограничение я бы предпочла более не испытывать.
Самоизоляцию одинаково трудно переносят как мужчины, так и женщины. Лучше обойтись без неё. К удалённой работе лучше приспособлены женщины, для мужчины слишком важен эффект – «пришёл, увидел, победил».
В непростой 2020 год я в очередной раз убедилась, что в компании «РСТИ» работают самые ответственные, дисциплинированные и профессиональные сотрудники. Команда, которой любые самоизоляции и карантины нипочём.

Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС»:
– Всё стремительно меняется в окружающем нас мире. И пандемия не остановила, а, наоборот, ускорила эти процессы. Раньше можно было сказать: вот, я получил образование, я теперь образованный человек. Теперь, если ты не будешь учиться каждый день, очень быстро перестанешь им быть. Это относится и к распределению традиционно сложившихся ролей. Женщин всё больше и в бизнесе, и в политике, они занимают активные позиции, ни один уровень для них не закрыт, включая самые высокие. У нас ещё есть привычные представления о том, что домашнее хозяйство – в основном женское дело, будь она хоть министр. И это, конечно, тормозит карьеру у дам, потому что получается двойная нагрузка. Но рядом с такой целеустремлённой женщиной и мужчина получает дополнительную мотивацию: как-то стыдно себя жалеть, ей ведь как минимум не легче!
Удалённая работа отчасти удобнее, отчасти – добавляет проблем. Налаживая работу из дома, где есть дети, стоит помнить, что ребёнок, если ему что-то срочно понадобилось, скорее побежит к маме, чем к папе: «Папа занят, он работает». Так у нас повелось. Хотя и этот уклад, наверное, тоже будет меняться.

Михаил Ривлин, совладелец компании «Мегалит – Охта Групп»:
– Сегодня, мне кажется, всё реже можно услышать фразы «это не женское дело» или «ты должен это сделать, потому что ты мужчина». В современном обществе каждый делает то, что ему по силам и соответствует его целям и интересам, а не потому, что принадлежит к определённому полу. Однако некоторые задачи всё ещё продиктованы гендерными рамками и пока остаются неизменными. Думаю, длительная изоляция стала своеобразной лакмусовой бумажкой в этом смысле. Довольно жёсткий «локдаун» практически запер людей дома и стал настоящим испытанием для семей. Многие увидели, что значит «работать во вторую смену» – когда после основной работы необходимо выполнять обязательные домашние дела, которые в большей степени ложатся на женские плечи. На примере моей семьи и моих знакомых, после таких испытаний люди стали больше ценить друг друга и относиться друг к другу бережнее.
Что же касается бизнес-процессов, то я с уверенностью могу сказать, что на производительность труда в «Мегалит – Охта Групп» этот непростой год не повлиял. Как мужчины, так и женщины в нашей компании отработали все вызовы и сложные задачи на отлично. У нас нет гендерных предубеждений. Мы считаем, что хорошего сотрудника никак не характеризует его половая принадлежность. Убедиться в этом лишний раз мы смогли и в прошлом году, продолжаем придерживаться этой позиции и сегодня.

Алина Плетцер, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. За прошедший год мы открыли новые форматы общения и встреч, не выходя из дома или офиса. Больше не тратим время на дорогу, не стоим в пробках и не нервничаем, опаздывая. Меньше стресса – больше времени для конструктивной и плодотворной работы. Но я бы не стала связывать произошедшие изменения сугубо с карантином или выискивать какие-то гендерные различия. Просто жизнь идёт своим чередом, и в ней появляются удобные улучшения. Исходя из специфики работы нашей организации и учитывая разновозрастность коллектива, мы заметили, что способность адаптироваться к удалённой работе и самоизоляции не зависит от пола или возраста сотрудника, а скорее отражает индивидуальные черты его характера, возможность самоорганизации и внутреннюю ответственность. Мы смогли удачно перестроиться без ущерба рабочему процессу. Да и вообще, если все причуды и перемены в жизни воспринимать с юмором, то приспособиться к ним будет проще.

Роман Мирошников, исполнительный директор СК «Ойкумена»:
– Гендерные роли в наше время – несколько устаревшее понятие: женщины вполне успешно управляют самолётами и создают крупные предприятия. Дружная команда с едиными целями способна практически на всё, и гендер тут роли не играет, это всё-таки стереотипы. Нужно уметь слышать друг друга и принимать взвешенные и грамотные решения. На это способны как мужчины, так и женщины. В семьях же всё зависит и от сложившихся традиций, и от обстоятельств. 
Вероятно, наибольшим испытаниям во время самоизоляции подверглись семьи, в которых есть младенцы, а также дети-школьники. Здесь волей-неволей обоим родителям пришлось примерять на себя и роль няньки, и роль кухарки, даже если до пандемии в семье так не было принято. Те же, у кого дети взрослые, в пандемию «пострадали» меньше. Даже наоборот, можно было рассчитывать на серьёзную поддержку с их стороны: кто-то взял за правило заказывать родителям доставку продуктов и лекарств на дом, кто-то стал чаще звонить родственникам. Так что пандемия выработала и хорошие привычки. 
Насчёт «удалёнки» опять же всё зависит и от типа личности, и от состава семьи. Если человек склонен к самоорганизации, у него не возникает проблем с работой вне офиса. С другой стороны, если даже такого человека на пару месяцев запереть дома с двумя гиперактивными детьми, от его былой выдержки может не остаться и следа. Многие захотели вернуться в офисы именно по той причине, что им оказалось сложно совмещать домашние дела с работой и разделять эти две функции, сохраняя при этом прежнюю результативность.

Александра Улезко, адвокат, руководитель группы по банкротству АБ «Качкин и Партнёры»:
– На мой взгляд, женщины проще переносят самоизоляцию. Мужчинам, как правило, требуется регулярно куда-то уходить. Наверное, это своеобразный инстинкт добытчика: пошёл в лес убивать мамонта или на работу – зарабатывать деньги. Женщинам, напротив, по большей части проще работать из дома, совмещая это с домашними делами. Но всё, безусловно, индивидуально. Мне кажется, в этом плане нет какого-то чёткого распределения гендерных ролей. 
Я знаю некоторых мужчин, которые видят плюсы в таком укладе и планируют по возможности как можно дольше оставаться на «удалёнке». Мне сначала казалось, что работать из дома невозможно, но теперь я привыкла и считаю, что время от времени это очень удобно. При этом хорошо всё-таки знать, что можно при необходимости поехать в офис, на встречи и т.д. Функция социализации, которую выполняет работа в коллективе, тоже важна. Одно время скучала по оффлайн-мероприятиям. Всё же онлайн-конференции не дают возможности пообщаться на интересующую тему, высказаться и обсудить с коллегами наболевшие вопросы – нет личного контакта. Хорошо, что у нас уже нет жёсткой самоизоляции, жизнь постепенно возвращается в прежнее русло.

Алексей Белоусов, генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение строителей СПб»:
– Если не подходить к этим вопросам очень серьёзно, то надо учитывать, что женщины привыкли доминировать в семье, в доме. Мужчинам в период карантина пришлось намного больше времени проводить в домашней обстановке, и женщины получили определённый гандикап. Теперь они его реализуют не только в повседневной и семейной жизни, но и на службе. Они стали более напористыми и энергичными, почувствовав дополнительную уверенность. Думаю, что и удалённая работа для женщин – скорее плюс, чем минус. Они могут больше сделать чего-то по хозяйству. 
Но если мы говорим о личном общении, без которого дамам тяжелее, то в этом плане они больше потеряли, чем мужчины.
За время карантина появилось много хороших привычек. Если какое-то мероприятие или встреча не требует личного присутствия, то мы на неё уже и не едем. Раньше, чтобы обсудить какой-то небольшой вопрос, запросто тратили часы: минут 15 на сам разговор, час на дорогу туда и столько же – обратно. Переход на новые технологии коммуникации серьёзно экономит время! Я стал гораздо реже ездить в Москву, куда иногда мотался по два раза в неделю. 
С другой стороны, это и минус – человеческое общение всем дорого, и мы лучше налаживаем отношение при личных встречах. Так что палка, как всегда, о двух концах.

Елена Коваленко, начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– Так вышло, что весь карантин строительный комплекс Петербурга, включая и сотрудников нашей компании, оставался на своих рабочих местах. Кто-то, конечно, периодически работал из дома, обычно от двух до четырёх недель. Я две недели провела дома из-за контакта с заболевшим. Гендерных отличий в удалённой работе не заметила. Общее, на мой взгляд, и для мужчин, и для женщин – удалённая работа при правильной организации рабочего места (дача, хорошая связь, достаточное количество компьютеров) снимает стресс и повышает производительность труда.
Как выдержать более длительную изоляцию, не знаю. Мужчины терпеливы и хорошо готовят в карантин, женщины менее эмоциональны на «удалёнке». Все вместе – больше читают, общаются с детьми и смотрят хорошее кино.

Андрей Сорочинский, председатель совета директоров ГК «Полис Групп»:
– Пандемия заставила много переосмыслить и переформатировать. Любой процесс имеет оборотную сторону. Оказалось, что дистанционная работа – не панацея, но вполне возможный формат. Кто легче воспринимает такие вынужденные новшества, судить не берусь. Для меня гендерные различия в работе никогда не были определяющими или даже важными, я никогда не боялся (и не боюсь) сильных женщин. Они часто преуспевают, на некоторых направлениях – например, в финансах – могут дать фору мужчинам. В период карантина я в этом ещё раз убедился. 

Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gathina Gardens: 
– На секунду даже озадачили: я как-то отвыкла обращать внимание на гендер (в профессиональном плане, конечно). Сравниваем людей по эффективности, профессионализму, стрессоустойчивости.
Пандемия и карантин «подсветили» не столько гендерные различия, сколько заставили по-новому посмотреть на ценности семейной жизни. Увидеть то, что терялось в повседневной текучке.
Самоизоляцию женщины переносят легче – им всегда есть чем заняться. А вот мужчины скучают: они склонны к более глобальной повестке, и им сложно существовать в отрыве от таких же космических персонажей.
Эффективность «удалёнки» опять же зависит не от гендера, а от набора личных особенностей. Спокойным и усидчивым сотрудникам и в офисе проще, и в дистанционном формате они справляются без проблем. Это отчасти может быть связано с профессией: юрист или бухгалтер перехода из онлайна в оффлайн может и не заметить. А вот инженеру или архитектору необходимо живое общение, атмосфера обмена идеями. 

Игорь Водопьянов, управляющий партнёр УК «Теорема»:
– Судить об изменении гендерных ролей за период пандемии не могу – не наблюдал, поскольку не соблюдал карантинный режим. Я готов принять ограничения, когда вижу в них логику. А здесь её не было: пока по 300-500 человек заболевали, власти ввели жёсткий локдаун. А как стали фиксировать по две-три тысячи случаев в сутки – тут всех на волю. Какой тогда смысл в ограничениях?
И я не верю в эффективность удалённой работы. Дистанционно нормальной производительности не добиться. Во-первых, сотрудник может банально спиться. Во-вторых, не факт, что из дома он работает только на тебя. Офис – это не просто место для работы, он играет важную социальную роль. Надо, чтобы человек мог выйти из дома и куда-то пойти! Неслучайно у нас после снятия ограничений так увеличилось количество разводов. Видимо, люди, неделями сидя взаперти, что-то такое друг о друге узнали. 

Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management:
– Если честно, в моей жизни гендерные роли никак не изменились. Да и я не очень понимаю, как и почему пандемия должна была повлиять на них. 
Я бы оставила степень свободы, которая появилась в прошлом году, относительно выбора места работы. Я и раньше много работала не в офисе, но теперь это ощущение совсем закрепилось – нужен только мой мозг и телефон/ноутбук. Вот это ощущение я бы хотела сохранить и дальше.
Думаю, что женщины легче переносят самоизоляцию. У нас в генах заложена задача сохранять семейный очаг и брать на себя обязанности по дому. Есть и существенное НО: если самоизоляция затягивается (при жёсткости ограничений), личный кризис у женщин будет намного сильнее, чем у мужчин. И выходить из него им будет гораздо труднее. Можно провести аналогию с расхожей фразой о том, что женский алкоголизм лечится сложнее и дольше, чем мужской. Вот тут так же – женские последствия от чрезмерной самоизоляции искореняются намного труднее.
К удалённой работе быстрее приспосабливаются интроверты. Пол не имеет значения. 
В офисах ничего нового о коллегах не узнала. А на кухне – оказалось, что, когда есть время, мужчины неплохо готовят. Так что больше сачковать не получится!

Максим Жабин, заместитель генерального директора ИСК «ЛенРусСтрой»:
– Как в работе, так и в личной жизни произошла переоценка ценностей. Начал ценить то, что имел до того, но не обращал внимания. Например, свободу передвижения, доступ к магазинам, театрам. Из-за недостатка времени раньше мало уделял им внимания. 
Более выраженным стало ощущение времени – важно ценить этот невосполнимый ресурс, наполнять более весомыми и важными вещами. Например, уделять больше внимания спорту. Друзья убедили меня заняться дыхательной гимнастикой, благодаря которой я очень быстро восстановился после коронавируса. В период карантина я понял, что многие дела просто нельзя откладывать в сторону, нельзя останавливаться.
Что касается удалённой работы, мне кажется, что женщины более терпимы, поскольку мужчинам надо больше какого-то движения. Возможно, многие женщины со мной не согласятся: для многих мужской образ действий – пришёл с работы, полежал на диване. Но всё-таки надо судить по результату.
Я, например, за движение – мне пришлось изменить образ жизни, придумывать на ходу какие-то активности. С другой стороны, иногда надо остановиться и дать себе передышку. Начал медитировать, стал тщательнее выбирать книги. Пандемия привела к тому, что 2021 год я назвал для себя «Годом осознанного потребления».

Елена Бурилова, директор по маркетингу и PR Euroinvest Development:
– На мой взгляд, «в общем зачёте» девушкам было проще пережить самоизоляцию. Как правило, они обустраивают свой повседневный быт лучше, чем мужчины, делают его комфортным, уютным и интересным.
Большинству моих коллег-мужчин для получения схожих эмоций и ощущений обязательно надо «завоёвывать мир», постоянно находиться в круговороте событий, людей и разных мест. Вместе с тем, когда встал вопрос о массовом переходе на удалённую работу, мне показалось, что мужчины быстрее перестроили свои рабочие графики. Немного вырвались вперёд, пока девушки думали, что же теперь делать с деловыми костюмами и строгими нарядами, но потом общая динамика сравнялась.
Из карантинных открытий: думаю, многие мужчины с удивлением узнали, как выглядят их возлюбленные в масках для ухода за кожей лица. В остальном – ничто не ново под Луной.

Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость»:
– Конечно, произошло перераспределение обязанностей. На мой взгляд, теперь домашние заботы более демократично, более справедливо распределены между членами семьи... («Саша стал чаще ездить за продуктами в магазин!» – вмешалась в разговор по вайберу его супруга Светлана. И в эта реплика тоже стала иллюстрацией к разговору. – NSP.) У нас всё же традиционный уклад, и основная работа по дому лежит на женщине, даже если она тоже работает, и не меньше. Карантин заставил пересмотреть эти основы.
Самоизоляция мужчине даётся труднее – его труднее привязать к дому. Вот разве что угрозой вируса, риском заболеть и притащить болезнь в семью.
Работа по «удалёнке» зависит не столько от пола, сколько от профессии и жилищных условий.
Период ограничений в чём-то был и полезным: удалось лучше обустроить быт, сделать домашнее пространство более эффективным, в том числе и для работы. Раньше дом просто был местом, куда надо прибежать, поесть и упасть. Вот новое ощущение дома надо сохранить обязательно. По работе: оказалось, что необязательно приезжать в офис в понедельник в 10 утра. По крайней мере, не для всех. Экономится время. С другой стороны, для многих мужчин это будет серьёзный удар. «Мне срочно нужно на работу» – уже не такой весомый аргумент, как полтора года назад... 

Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1»:
– Гендерные праздники в новых условиях пандемии никак не изменили мои представления «о прекрасном». Мужчины, как правило, более склонны к ипохондрии во все времена. И изоляция ими переносится, по моим наблюдениям, тоже несколько хуже. А по большому гамбургскому счёту, женщины по-прежнему мотивируют и вдохновляют, а мужчины защищают. Создают или, я бы даже сказала, созидают что-то прекрасное совместными усилиями. Пусть так и остаётся...