НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 22:16

Мурино – новый Невский?

9 марта 2021 в 07:00

Крупные жилые массивы, возведённые за последнее десятилетие в Мурино и Кудрово, в микрорайоне «Балтийская жемчужина», на Новой Охте, в Славянке, на Парнасе и прочих окраинах, изначально проектировались c определённым объёмом коммерческих встроек. Поэтому здесь широко развит стрит-ритейл, хотя более крупные торгово-развлекательные форматы имеются ещё не везде. При этом специфика и потребности каждого жилого конгломерата мало изучены и до конца не сформировались. Коммерсанты новостроек пережили пандемию, как и все, достаточно тяжело, но большинство всё же смогли удержать на плаву свои магазины, кафе и предприятия бытовых услуг.

Спрос на ликвидные объекты стрит-ритейла в «спальных» районах со стороны инвесторов сохраняется, особенно при наличии арендаторов. Как отмечают в Knight Frank St. Petersburg, ставки аренды в этом сегменте достаточно сбалансированы, хоть и невысоки. В условиях пандемии на периферии, как и в центре города, активизировалась ротация операторов: рокировки в основном были характерны для продуктового ритейла и общепита. Окончательно закрылись некоторые рестораны в новостройках, салоны красоты и фитнес-студии. 

«Нельзя сказать, что в новых «спальниках» есть острый дефицит коммерческих площадей, – отмечает Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg. – Но определённая нехватка помещений имеется. Застройка Мурино, Кудрово и Парнаса отличается высокой плотностью, что порой провоцирует недостаток коммерческих площадей: людей там проживает много. 

Балтийская жемчужина
«Балтийская жемчужина». Суммарный объём площадей формата стрит-ритейл в этом микрорайоне составляет около 25 600 кв.м.

В Славянке и «Балтийской жемчужине», например, высотность домов более умеренная, поэтому коммерции тут достаточно, хотя и не в избытке».

«Дефицит стрит-ритейла в новостройках, как правило, возникает, когда заселение жителей происходит быстрее, чем открытие новых коммерческих объектов. В первую очередь это характерно для жилых комплексов, где квартиры сдаются с полной отделкой», – добавляет Ольга Аткачис, генеральный директор А2 Retail. 

Портрет арендаторов, по сути, не меняется годами. Это булочные, кофейни, продуктовые магазины, алкомаркеты, строительно-ремонтные и хозяйственно-бытовые магазины, зоотовары, аптеки, предприятия услуг. Так, например, в «Балтийской жемчужине», по данным Knight Frank, лидируют продуктовые магазины (30%), заведения общепита (15%) и салоны красоты (9%). 

Новый Оккервиль
«Новый Оккервиль». При опросах о предпочтениях у жильцов традиционно лидируют два ответа – нужны супермаркет и ремонт обуви.

За последние несколько лет торговые сети начали более активно осваивать новые микрорайоны, но рассматривают они, как правило, теперь меньшие площади. Размер «магазинов у дома» составляет не более 100-200 кв.м. Сети типа «Пятёрочки», «Магнита», «Дикси», «Верного» арендуют около 300-400 «квадратов». Под супермаркеты сохраняются запросы на 1000-2000 кв.м. Однако наиболее востребованы у торговцев помещения площадью до 200 кв.м. Крупные сетевые ритейлеры обычно приходят в новостройки только после заселения конкретного дома или даже целого квартала, когда становится очевиден его потенциал и наиболее удачные с точки зрения бизнеса местечки.

Ликвидные помещения традиционно расположены на первой линии ЖК. Они имеют отдельную входную группу, правильную форму, витрины и необходимые для бизнеса киловатты. «На каждый подобный объект у собственников сложился лист ожидания, – говорит Александр Волков, руководитель Rusland SP Retail, – но пока они не спешат менять арендаторов. Во-первых, это требует дополнительных затрат: новый льготный период на время ремонтных работ, доплаты старому съёмщику, комиссия агенту. Во-вторых, после пандемии владельцы стали более осторожны и склонны держаться за уже проверенных ими предпринимателей». 

«Cеверная долина». Застройщик теперь самостоятельно подбирает арендаторов, сохраняя за собой право собственности на помещения.

В большинстве случаев профессиональные инвесторы (со своими УК) «пакетно» сотрудничают с застройщиком и присутствуют практически в каждом его проекте, выкупая определённую часть встроенных коммерческих помещений на начальном этапе строительства. Остатки достаются всем остальным. Зачастую собственниками таких встроек выступают сразу два-три физлица – в рамках одной семьи или же делового партнёрства, отмечают в А2 Retail. Хотя, как показывает практика, чаще всего через несколько лет один из партнёров выкупает доли других.

«Спрос на коммерцию в крупных жилых комплексах остаётся довольно высоким, – подтверждает Юлия Кузнецова, замдиректора департамента торговой недвижимости Colliers International. – Подчас помещения, выставленные на продажу, расходятся на следующий же день в узком кругу сложившихся игроков, для которых встройки – это вид арендного бизнеса. 

И по-прежнему такие продажи зачастую носят бессистемный характер. Но прослеживается и другой тренд – запрос на создание некоторыми застройщиками сбалансированной коммерческой концепции проекта, в которой учитываются все потребности жителей комплекса. В конечном итоге и продаваться такой ЖК будет лучше».

«Солнечный город». Ставки аренды на универсальные помещения в ЖК, как правило, варьируются от 1800 до 2500 руб./кв.м в месяц.

«Качество коммерческой недвижимости остаётся довольно спорным, – считает Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость». – Эти помещения чаще всего вполне подходят по конфигурации и инженерии сетевым арендаторам, особенно федеральным. Именно поэтому мы наблюдаем в новых кварталах огромное количество однотипных арендаторов. Но выглядит это несколько уныло. Коммерции в жилых домах стало так много, что возникла внутренняя конкуренция: такие помещения конкурируют и с торговыми центрами, расположенными по соседству, и друг с другом. Если в одном доме обустроено, например, четыре-пять помещений по 300-400 кв.м, там откроется максимум один супермаркет и одно заведение общепита. Остальные варианты почти наверняка останутся невостребованными. Собственникам приходится делить такие помещения самостоятельно и организовывать дополнительные входы, что очень непросто. Потому что лучше всего сдаются помещения до 100 «квадратов». Но сейчас многие застройщики действительно созрели до того, чтобы решать проблему коммерческих помещений в своих проектах более концептуально. Я это вижу по поступающим заявкам. Нас просят помочь спланировать квартальную или микрорайонную застройку с учётом эффективности торговых помещений на первых этажах и местных торговых центров. И, конечно, с учётом доходов и потребностей жителей».

Динамика вакансий и ротации в торговых коридорах Петербурга за 2020 год
Источник: Knight Frank St. Petersburg

Опыт застройщиков

«В основном помещения покупают для последующей сдачи в аренду.
К нам неоднократно приходят клиенты, которые ранее практиковали инвестирование в жилую недвижимость, но приняли решение перейти в коммерцию. Одной из самых активно приобретаемых в компании остаётся недвижимость в комплексе ЦДС «Северный» в Мурино (здесь площади встроек варьируются от 80 до 350 кв.м). Стоит отметить, что в связи с переходом на эскроу-счета квадратный метр во встроенных коммерческих помещениях ощутимо подорожал. В среднем цены выросли на 15-25%.
Объекты ЦДС проектируются таким образом, чтобы не создавать дефицит или избыток какого-либо формата. Жителям в кварталах новой застройки необходимы все виды услуг, так что стабильный пул постоянных потребителей гарантирован. Изначально мы всегда планируем, где в ЖК ориентировочно будет располагаться продуктовый магазин, детское или медицинское учреждение. Но итоговое решение, какого арендатора допустить на объект, как правило, принимает собственник помещения.
В целом популярностью пользуются площади до 50 «квадратов». Как правило, небольшие встройки раскупают ещё на старте продаж. Интерес проявляют все крупные сетевые операторы: продуктовый ритейл, аптеки, алкомаркеты и медицинские центры.
Имеется у нас, безусловно, и опыт сдачи помещений. Ставки в зависимости от локации могут варьироваться от 800 до 4000 рублей за кв.м в месяц. Предложение в аренду есть в комплексах «Приневский», «Новое Мурино», «Дюна», «Золотой век» и «Елизаровский», а также на пр. Добролюбова, 8»

Екатерина Шаповалова
менеджер по продажам коммерческой недвижимости департамента недвижимости Группы ЦДС

«В новостройках Кудрово у покупателей пользуются спросом в основном помещения до 50 кв.м – идеально расходятся встройки по 20-30 «квадратов». В них открывают салоны красоты, продуктовые магазинчики, кафе, офисы, пункты выдачи заказов и пр. Но мы в своих домах такой мелкой «нарезки» не практикуем.
В ЖК «Новый Оккервиль» у нас на продажу выставлялось не более 10% коммерческих площадей. Как правило, это варианты размером 50-97 кв.м, выходящие во двор. Основными покупателями выступали жители микрорайона, они приобретали встройки для открытия своего бизнеса – магазина, салона красоты, кафе, либо для дальнейшей сдачи в аренду.
Более крупные помещения мы оставили у себя в собственности, чтобы самим контролировать их наполнение и тем самым формировать инфраструктуру жилого комплекса. Сейчас большинство объектов уже заполнено, вакантных осталось немного. Основная масса арендаторов – это торговые сети «Дикси», «Пятёрочка», «Улыбка радуги», «Люди любят» и пр. Наше главное правило при выборе торговой точки – в одном доме один бизнес. Чтобы у арендаторов не было лобовой конкуренции, и в то же время в каждом корпусе была полноценная инфраструктура шаговой доступности.
Что касается жильцов, мы регулярно проводим опросы об их потребностях по части инфраструктуры. Традиционно лидируют два ответа – супермаркет и ремонт обуви. Даже несмотря на то, что в опрашиваемом и соседнем доме уже есть супермаркет. Все всё равно традиционно хотят, чтобы непосредственно в их доме был супермаркет: но при этом определённой сети – а вот тут уже у каждого свои предпочтения.
Арендные ставки у нас среднерыночные, при этом в каждой сфере бизнеса своя «вилка» в зависимости от полезности бизнеса для жителей и его социальной направленности. Такая практика выигрышна как для жителей, так и для девелопера. В нашем новом проекте – ЖК «Новый Лесснер» – мы будем придерживаться той же стратегии, и там коммерческие помещения будут предназначены только для сдачи в аренду»

Юлия Тагильцева
директор по развитию «Отделстрой»

«За минувший год количество сделок со встроенными коммерческими помещениями в жилых комплексах Setl Group несколько увеличилось. Высокая активность покупателей была отмечена во втором полугодии – за этот период заключено на 40% больше сделок, чем в первые шесть месяцев. Под конец года в сегменте коммерческой недвижимости, как и в целом по рынку, наблюдался значительный рост цен. Ценники продолжают активно увеличиваться и сейчас. Средний бюджет покупки помещений стрит-ритейла составлял почти 20 млн рублей и вырос за год на 10%. Наибольшим спросом по итогам 2020-го пользовались коммерческие помещения в комплексах «Солнечный город» и «Зелёный квартал», на третьем месте – проект бизнес-класса Svetlana Park»

директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость»
Ольга Трошева

«В прошлом году наша компания изменила подход к управлению коммерческими площадями, расположенными в жилых комплексах «Северная долина» и «Юнтолово», сместив фокус с продажи на аренду. Теперь мы самостоятельно подбираем арендаторов, сохраняя за собой право собственности на помещения. Это позволяет компании полноценно и долгосрочно влиять на развитие коммерческой инфраструктуры жилых комплексов. Новый подход распространён на все строящиеся и будущие площади в наших проектах комплексного освоения территорий.
Наибольший интерес вызывают помещения площадью 70-150 кв.м. Основные арендаторы – продуктовые операторы, салоны красоты, аптеки, стоматологические клиники, банки, частные детские сады и студии детского развития, небольшие кондитерские, кафе и рестораны. Всегда востребованы объекты в зонах высокого пешеходного трафика. К примеру, внешняя сторона дома с выходом на дорогу, а также угловые помещения, где можно закрепить рекламу на обеих сторонах здания»

генеральный директор АН «Главстрой», компании «Главстрой Санкт-Петербург»

«В жилых комплексах комфорт-класса интерес к объектам от 50 до 100 кв.м, как правило, проявляют мини-маркеты, кафе и кофейни-кондитерские, студии красоты, медицинские компании, центры развития ребёнка. Площадями от 300 «квадратов» и больше интересуются сетевые ритейлеры и рестораторы.
Коммерческие помещения в наших комплексах «Капитал» в Кудрово и «NEWПИТЕР» в Новоселье занимают 5-10% от общего объёма реализуемой недвижимости. Это позволяет создавать внутри жилых кварталов достаточную дополнительную инфраструктуру. В Кудрово у нас реализовано уже более 25 000 кв.м, в Новоселье – 11 000 кв.м коммерческих площадей. Стоимость продажи встроек варьируется в довольно широком диапазоне – от 90 000 до 180 000 рублей за «квадрат». Самые ликвидные объекты покупают в первые же дни после их вывода на рынок. Кроме того, мы сдаём помещения в аренду – по ставкам от 800 до 1500 рублей за метр»

директор по продажам ГК «ТРЕСТ»
Степанов Сергей Владимирович

«Мы только продаём встройки. Спросом пользуются небольшие пекарни, кофейни, продуктовые магазины в шаговой доступности, семейные рестораны с панорамными видами. В микрорайоне много представителей малого бизнеса, которым наша компания оказывает рекламную поддержку в социальных сетях. По итогам минувшего года возрос интерес к помещениям под склады-магазины товаров массового потребления.
Коммерческие площади в «Балтийской жемчужине» бронируют ещё до старта продаж, мы заранее формируем лист ожидания. Нередко происходят повторные покупки. Обычно цена квадратного метра во встройках на 50-70% выше, чем в квартирах. Так, в четырёх малоэтажных корпусах ЖК «Жемчужный каскад» (сдан в декабре 2020-го) на первых этажах предусмотрена коммерция – от 41 до 190 кв.м. На данный момент уже все помещения реализованы в среднем вдвое дороже, чем квартиры в этом квартале. В готовом «Жемчужном береге» в продаже осталось одно помещение (184 кв.м). Разошлись все встройки (41-315 кв.м) и в клубном комплексе Duderhof Club. А вот в строящемся ЖК «Жемчужная гавань» торговые площади пока не выведены в продажу, но лист ожидания уже обширнее, чем имеющееся предложение.
В кризисный период более охотно приобретают небольшие объекты, поэтому в ЖК «Жемчужная премьера» мы планируем «зонировать» несколько последних крупных блоков от 200 «квадратов», чтобы сделать покупку более «подъёмной». Однако в целом спрос на торговые площади в шаговой доступности от жилых кварталов пока превышает предложение. Поэтому параллельно с завершением жилой части проекта «Балтийская жемчужина» планируется развитие деловой зоны. В северной части микрорайона у нас осталось ещё три участка под коммерческое освоение»

Ася Левнева
директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»

«В начале реализации нашего малоэтажного проекта «Новый Петергоф» необходимость в коммерческих встройках была более острой, поэтому в первых трёх очередях мы спроектировали достаточный объём площадей под магазины сетевых ритейлеров. В одном из корпусов, например, в итоге разместился супермаркет «Пятёрочка». Однако в четвёртой очереди предусмотрено уже только одно коммерческое помещение, а в пятой мы вообще отказались от стрит-ритейла. И вместо этого возвели два отдельно стоящих магазина.
У нас нет практики управления коммерческой недвижимостью. Как правило, такие объекты продаются ещё на стадии строительства, а затем собственники уже самостоятельно ищут арендаторов. Соотношение покупок в инвестиционных целях и для собственного бизнеса в наших ЖК составляет 50/50»

директор по маркетингу
Никита Пальянов