Стройка без инноваций
Бизнес немыслим без инноваций, однако некоторые отрасли являются более консервативными, чем другие. Традиционно к первым относят и девелопмент. Как инновационные технологии меняют работу девелоперов? И нужны ли инновации рынку? Об этом и многом другом шла речь на BestBreakfast: «Инновации в недвижимость. Внедрять нельзя игнорировать», организованном ГК «БестЪ».
Наибольшая доля инноваций – в финансах, энергетике и ЖКХ. «Именно эти отрасли сейчас испытывают серьёзнейшие изменения, именно там скорость вывода на рынок новинок становится важной», – поясняет Игорь Рождественский, сооснователь и член правления Ассоциации брокеров инноваций и технологий. Главные инноваторы в стране – государство и банки, полагает Андрей Назаров, генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк».
По словам Игоря Рождественского, есть два варианта появления инновационных решений: в ответ на запрос рынка и со стороны разработчиков. По европейской статистике, 96% успешных относятся к первому типу.
«В России мы выявили порядка 1700 стартапов, связанных с недвижимостью. Из них на стадии внедрения и развития – около 220. Объём привлечённых инвестиций мы оцениваем в 12,5 млрд рублей. Это без учёта внутрикорпоративных проектов», – говорит директор департамента консалтинга «БестЪ. Коммерческая недвижимость» Вячеслав Кайгородов. Прежде всего, инновации в этой отрасли направлены на цифровизацию – от маркетплейсов до коммуникационных платформ с госорганами. Также можно отметить инновационные бизнес-модели, на которые приходится около 15% от заявленных. Застройщики, все без исключения, используют цифровые сервисы для клиентов, 20% компаний имеют в своей структуре подразделения или сотрудников, работающих с инновациями, отмечает аналитик.
К инновационным форматам недвижимости Вячеслав Кайгородов относит коворкинги, бокс-парки с контейнерами, коливинги, загородные экопроекты. В sharing-проектах существенен IT-блок, напоминает Николай Антонов, генеральный директор УК «МТЛ. Управление недвижимостью». «Будущее за инновациями, которые меняют наше мышление, и IT-блоком – программами, которые позволяют всё это законнектить в короткое время», – говорит он.
«Если вы будете инвестировать, стартаперы непременно расскажут, как быстро дело станет крупным. Из каких принципов я исхожу при принятии решений? Первое и самое главное – это люди, команда важнее проекта. Если выбирать между слабой командой с сильным проектом и сильной командой со слабым проектом, берите сильную команду, всегда», – поделился опытом Эдуард Тиктинский, глава Группы RBI, который не только внедряет инновации в девелоперский бизнес, но и самостоятельно инвестирует в стартапы. «Каждый инвестирует по-своему, у каждого своя философия. В нашем подходе мы всегда идём от «боли», от потребностей», – поясняет он. «Люди, которые сидят и думают над тем, как улучшить работу компании, обычно ничего не делают. Все улучшения приходят эволюционным путём», – уверен Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор».
В России сложно найти компании, которые готовы менять внутреннюю структуру, утверждает Андрей Балякин, IT-директор ГК «Мелстон». «Собственник очень хочет, чтобы бизнес-процессы работали автоматически, но при этом сам он мог порулить руками. Так не бывает», – поясняет Игорь Рождественский.
Девелоперы не хотят быть инновационными, подтверждает Михаил Ионин, генеральный директор ТД «Пиротехнология»: «Наши сотрудники стучатся к застройщикам долгое время. Безрезультатно. В компаниях нет людей, которые занимались бы внедренческой политикой. Максимальные инноваторы – проектанты, но где вы видели такого проектанта, который заинтересован экономить деньги? Инноватор – собственник, но до него, как до луны».
«Пока не достучишься до собственника, ни одна инновация в компанию не будет внедрена – будь то приложение, улучшение клиентского сервиса и т.п. Как только инновации спускают на уровень топ-менеджмента – стоп-машина, идёт дикое сопротивление, потому что люди на местах получают свою зарплату, и они не заинтересованы в том, чтобы делать большую работу за ту же зарплату, – подтверждает управляющий партнёр и основатель агентства MarketMe Катерина Гамаджан. – Строительный бизнес всё равно меняется, но происходит это очень медленно. Если бы дело пошло быстрее, была бы польза и конечным потребителям, и участникам рынка, и девелоперам».
«В недвижимость инновации будут приходить долго и мучительно, потому что отрасль сама по себе консервативная. В фарме на R&D тратится до 15% выручки, в недвижимости – 0,3%. Зачем инновировать, если продажи растут? – считает директор департамента офисной недвижимости Colliers Игорь Темнышев. – Кроме того, многие стартаперы увлечены изобретениями как таковыми. Немало стартапов связано с решением несуществующих проблем». Сотрудничество девелоперов с инноваторами затрудняют устаревшие стандарты и ГОСТы, напоминает Ольга Батура, руководитель практики недвижимости и ГЧП «Дювернуа Лигал». По её словам, судебные споры в таких ситуациях зачастую касаются исключительных прав. «Если с отечественными поставщиками можно договориться, то когда инновационные продукты и оборудование приобретают за рубежом, начинаются дополнительные сложности», – говорит Ольга Батура.
«Изменения – это не то, что любит человек. Когда мы сталкиваемся с чем-то новым, химия мозга так устроена, что мы отпрыгиваем в сторону. Внедрение изменений – тяжелейший труд», – резюмирует Александр Шарапов, президент Becar Asset Management.
Организаторы мероприятия: ГК «БестЪ», СОБА (Союз организаций бизнес-ангелов), «Дювернуа Лигал», постоянный партнёр «СтройЭксперт», при поддержке официального телеком-партнёра «Авантел», партнёров «ДомОдет», «Энергостройпроект», Banki.shop, NeoTiOx.
PR-партнёр: «Репутация».
Генеральный информационный партнёр: Business FM Санкт-Петербург.
Официальный деловой партнёр: «РБК Петербург».
Генеральный интернет-партнёр: Arendator.ru.
При поддержке: «Недвижимость и строительство Петербурга», Urban Awards.