НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 08:11

Охота к перемене мест

30 марта 2021 в 05:30

Петербург и Ленобласть входят в ТОП-5 регионов, наиболее популярных для переезда.

Долю «внешнего» спроса на новостройки в разных регионах подсчитали авторы Forbes. Причём на первом месте по активности мигрантов оказалась даже не Москва, а Республика Адыгея, где больше половины жилья приобретают приезжие. Но Адыгею мы из рейтинга исключили: там строится всего 250 000 кв.м жилья в год, и половина ввода – ИЖС. Это «курортный» спрос, недорогая альтернатива Краснодарскому краю и Абхазии.

Почти 70% спроса со стороны приезжих приходится на три субъекта РФ – две столицы и Московскую область. Ленобласть уступает по абсолютным цифрам, но «внешний» спрос для региона важен: 37% сделок. Конечно, полезно было бы уточнить: сколько из 6634 квартир в новостройках, проданных "не местным", приобрели петербуржцы? В Петербурге, как утверждает сайт «Бест-Новострой», на жителей области приходится 43% «внешних» сделок... Данные по новостройкам совпадают со сведениями Минтруда: ранее ведомство сообщало, что на два столичных региона (Москва и Петербург с областями) приходится 70% миграционных переездов. 

По сведениям «Бест-Новострой», в 2019 году в Петербурге приезжие поглощали от 18 до 30% предложения первичного рынка жилья, в 2020 году – от 30 до 45%. 

Forbes также приводит перечень регионов-"доноров". Больше всего покупателей ближним и дальним соседям обеспечивает Тюменская область: её жители купили за пределами региона 7216 квартир. К числу наиболее активных «доноров» квартирного спроса относятся Кемеровская область, Башкортостан, Мурманская область, Красноярский край.

Интересно посмотреть под этим углом зрения на программу льготной ипотеки. Центробанк предлагает оставить субсидированные ставки для регионов, где мало строят. Возможно, для принятия решения регулятору стоит учесть, что все ипотечные кредиты в Туве, Магаданской и Мурманской областях были получены для покупки жилья в других частях страны, в Кемеровской области – 77%, в Томской – 75%... Смогут ли субсидированные ставки способствовать укреплению регионального патриотизма – сомнительно. Возможно, стоило бы вкладывать федеральные средства в поддержку местных предприятий, создание рабочих мест. Как заметил заместитель главы Центробанка Сергей Швецов, «Если не будут расти доходы граждан, мы скоро исчерпаем спрос, который способен обслуживать ипотечные кредиты».

Мнения экспертов

«По итогам первого квартала текущего года доля региональных покупателей в нашей компании превысила 50%. До 2020 года этот показатель находился на уровне 40%, с каждым годом понемногу прирастая.
Традиционно недвижимость в Петербурге приобретают жители северных городов – Мурманска, Архангельска, а также нефтегазовых регионов Сибири. В большинстве случаев квартира покупается для последующего переезда всей семьи, или для ребенка, поступающего в ВУЗ. Региональные покупатели ценят наш город за красивую архитектуру, хорошие учебные заведения, большие возможности для построения карьеры. При этом, в отличие от Москвы, ритм жизни в Петербурге более спокойный и комфортный.»

директор департамента недвижимости Группа ЦДС

«Доля региональных клиентов в наших проектах росла в течение всего прошлого года. Ранее она доходила до 10%. В период локдауна, когда нами был запущен сервис удаленного проведения сделки – приблизилась к 30%. Сейчас спрос стабилизировался, но региональных клиентов все еще остается довольно много – до 15-20% в зависимости от проекта. В частности, в «Приморском квартале» она несколько выше, поскольку проект расположен в шаговой доступности от метро. Наш второй проект – «Дом на Львовской» - включает в себя не только классическое жилье, но и апартаменты. Именно на них сосредоточился основной спрос региональных покупателей в этом объекте.
География сделок обширна: в основном, это жители Москвы и Московской области, Волгоградской и Архангельской областей, Мурманска и Омска, Великого Новгорода, Пскова, а также Хабаровского края и Дальнего Востока.»

директор по маркетингу и продажам ООО «Мегалит – Охта Групп»
Андрей Владимирович Кириллов

«Доля региональных сделок в нашей компании всегда составляла 5-10%. За прошлый год это количество не изменилось, даже в период карантина. Во многом благодаря тому, что мы усовершенствовали процедуру удаленного заключения договоров с использованием банковского сервиса безопасных расчетов и электронной регистрации. Удаленные сделки можно совершать как с использованием ипотечных средств, так и без них. Особым спросом у региональных покупателей пользуется наш ЖК «Новый Оккервиль», где продаются готовые квартиры по демократичным ценам. ЖК бизнес-класса «Новый Лесснер» привлекает, в основном, петербуржцев, которые ценят его местоположение и архитектуру.»

начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»
Николай Гражданкин

«За 2020-2021 год доля региональных сделок в наших проектах выросла. Скорее всего, петербуржцы в большинстве уже купили себе жилье перед ростом цен, а вот региональные клиенты, наоборот, думают о покупке сейчас. Количество региональных клиентов приросло примерно на 20%. Многие продают недвижимость в своем регионе, чтобы купить квартиру в ипотеку в Петербурге. Чаще всего к нам обращаются клиенты из Краснодара, Дальнего Востока, Сургута, Мурманска и Екатеринбурга. Начали покупать квартиры в нашем городе жители Карелии. ГК «Полис Групп» активно работает с региональными клиентами, для них в компании предусмотрена скидка в рамках "Региональной жилищной программы".»

директор по продажам
Яна Вирченко

«Выросла доля региональных покупателей, сейчас они составляют 55% от общего числа клиентов. Год назад их было не более трети. Это рекордный показатель за весь период продаж. Квартиры «РСТИ» традиционно пользуются спросом у жителей СЗФО, их доля — не менее 10%. В 2020 году значительно прибавилось москвичей и покупателей с Дальнего Востока.»

руководитель отдела маркетинга ГК «Полис»
Константин Гриценко

«За последний год у нас существенно выросло количество предварительных сделок со стороны жителей московского региона. До 2020 года доля Москвы и области в структуре спроса была на уровне 5%, то сейчас это уже 15%. Главным стимулом интереса к проекту со стороны москвичей, на мой взгляд, стал полноценный запуск скоростной трассы Москва-Петербург и удобное расположение Gatchina Gardens относительно аэропорта и трассы М-11. Еще одной причиной роста спроса стала пандемия – московские клиенты хорошо понимают сегмент "курортная недвижимость" и его инвестиционный потенциал, они смотрят автономные проекты европейского уровня, ориентированные на здоровый образ жизни, под концепцию «второго дома» с инфраструктурой для удалённой работы и отдыха. Они оценили особый микроклимат курортной Вырицы, императорские парки и дворцы южного направления Санкт-Петербурга, потенциал развития и инвестиционную платформу. Конечно, деньги должны работать, мы постоянно обсуждаем с ними привлекательность проекта с точки зрения роста стоимости «квадрата».
Доля других российских регионов составляет 11%, 1% - иностранные клиенты.»

руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens