НАШ ЦИТАТНИК: «Яркий и эргономичный облик новостроек достигается не отделочными и конструкторскими решениями, а комплексным средовым подходом к проектированию и трендом на локальную идентичность места. Создание такой среды – главная задача для девелоперов...» Андрей Дербин

19 марта, 07:27

«Новая нефть – это люди, мы с вами – самая большая ценность»

3 июня 2021 в 05:40

С чем связана мода на коворкинги и коливинги? И чем перспективен рынок Дубая? Об этом рассуждает Александр Шарапов, президент компании Becar Asset Management.

Шарапов Александр Олегович
президент компании
Becar Asset Management

Мы всё время говорим, что мир изменился, люди могут работать откуда угодно. Но при этом не можем оставаться в одиночестве, потому что человек сходит с ума с этим гаджетом (смартфоном), который реально занимает бОльшую часть нашего времени. Одиночество – не совсем друг, это больше враг человека как вида.

Мы становимся всё более мобильными. Когда в Белоруссии начали «затягивать» гайки, айтишники стали переезжать в Петербург, в Латвию, на Кипр. Диджитал стал зарабатывать большие деньги. Роснефть с Газпромом вместе стоят около $100 млрд, а Amazon, который ничего вроде не производит, оценивается в $1,3 трлн, то есть в 13 раз дороже.

В бизнесе мы ориентируемся на тех людей, которые готовы перемещаться по миру, работать и жить там, где удобно и хорошо. Почему мы выбрали для инвестиций Дубай? Я в него верю, и многие верят. Несколько лет назад правительство эмирата, поняв, что замедлились темпы роста экономики, приняло ряд решений, которые меня лично искренно удивили. Например, раньше из-за дипломатических отношений сюда не могли приезжать граждане Израиля. В этот Новый год оттуда в Дубай прилетели 50 000 человек, потому что здешний курорт (и медобслуживание) лучше. Теперь израильтяне решили построить в этом эмирате синагогу. Что немного неожиданно – с учётом давних разногласий. Сегодня арабы, несмотря ни на что, реально нацелены на развитие.

У Дубая есть перспективный план до 2040 года. Одна из задач – увеличить население с нынешних 3,3 млн человек до 5,8 млн. То есть в год в Дубай должны приезжать по 150 000 человек. Чтобы привлечь талантливую молодёжь, недавно власти ввели digital nomad visa (визу для «цифровых кочевников»). Она стоит 5500 дирхамов (110 000 рублей в год, или 10 000 рублей в месяц) и даёт фрилансеру возможность регистрации в этой стране как ИП. В придачу он получает бесплатно рабочее место в коворкинге.

Мы посчитали, что при заработке в 250 000 рублей в месяц с точки зрения налогов работать в Дубае гораздо выгоднее, чем в России. Дубайцы нацелились перейти из лакшери курорта, каким эмират был долгие годы, в место для креативных и активных специалистов. Правительство делает ставку на стартапы и молодёжный туризм, строит трёхзвёздочные отели формата Life Style, приветствует запуск новых форматов, таких как наш кондо-отель We & I в Петербурге. Они хотят увеличить число не только постоянных жителей, но и туристов.

Приезжающие в Дубай часто сталкиваются с отсутствием небольших студий в аренду. Поэтому несколько лет назад мы решили строить здесь коливинги и первыми заявили об этом. Тогда их не было вовсе, сегодня презентованы шесть проектов, но строится и близок к финишу только наш комплекс YouCo

Мы изучили 953 коливинга по всему миру: от малых форматов на 15–17 человек до 24-этажных объектов на 740 резидентов – и видим большие перспективы этой формы комьюнити. Даже пандемийный 2020 год показал, что объекты с минимальной территорией для сна и с максимумом пространства для общения, развлечений и работы пользуются наибольшим спросом.

Мы – приличная компания, у нас нет ни рубля кредитов, но, оказывается, с новыми правилами (эскроу-счетами) в России это проблема. У нас нет кредитной истории, поэтому и проектное финансирование на строительство апарт-отеля cOASIS Vertical на ул. Орджоникидзе в Петербурге получить непросто. В Дубае мы тоже решили не брать кредит, ибо если что-то случится и ты не сможешь вернуть его, посадят в долговую тюрьму. Привлекаем соинвесторов, которые верят в коливинги. Наш проект строится недалеко от EXPO 2021. И даже когда выставка закроется, это будет крупнейшая выставочная площадка не только в ОАЭ, но и в Азии. Её хотят сделать местом встречи Востока (Китая, Индии и др.) и Запада (Европы). Под выставки останется примерно половина пространства, остальное пустят в коммерческий оборот. На сегодня 40% площадей уже имеют назначение после закрытия EXPO. Территория между павильонами уже раскуплена под офисы, коворкинги, жилые дома. А в главном павильоне будет образовательно-познавательный городок для детей.

В Дубае нет налогов, но жить здесь дорого, это касается аренды жилья, машин, стоимости электроэнергии. Однако ситуация меняется в лучшую сторону. За последние пять лет начали стремительно развиваться трёхзвёздочные отели (Moxy, Rove и другие) с небольшими номерами и современным дизайном. Мрамора и позолоты нет. И в этом плане Дубай превращается в интернациональный город с яркими интересными решениями.

Правительство эмирата построило шикарный коворкинг общей площадью 10 000 кв.м и сдаёт в аренду перспективным стартапам.

Возникли новые типы аренды жилья: инвестор берёт дом целиком, а потом делит на маленькие комнатки и сдаёт их. Мы первыми в Дубае построили полноценный апарт-отель в формате коливинга с профессиональной УК. Правда, нам ещё нужно получить лицензию на УК. В первый год предполагаем большую часть юнитов сдавать в краткосрочную аренду, так как к моменту запуска здесь открывается EXPO 2021. Потом перейдём на средний срок: 3–6–9 месяцев. Правительство Дубая раньше запрещало такую практику, но к нашему счастью два года назад среднесрочное проживание легализовано, но за туристический сбор. Берётся взнос только за первые 30 дней.

Кто наш житель? Он проповедует лозунг «Живу лишь раз», постоянно путешествует, для него важно общение и взаимодействие, коллекционирование хороших и добрых отношений. Общение с интересным человеком – одна из величайших ценностей. Мои дети (все четверо) тоже считают, что должны жить для саморазвития; тратить время на «бытовуху» не хотят.

Чаще всего путешественников останавливает страх перед неизвестным: как быстро обустроиться в чужом городе/стране, где нет знакомых и друзей? Это самый длительный и нудный процесс, который отворачивает большую часть людей от путешествий, смены места жительства или работы. А коливинг сразу снимает эти проблемы, так как в нём обязательно будут комьюнити-менеджеры, которых я называю массовиками-затейниками. Они точно знают, зачем ты приехал, с кем надо тебя познакомить и пр. Самое главное – создать непринуждённую атмосферу общения. Если коливинг рассчитан более чем на 150 человек, то любой из нас найдёт себе приятного единомышленника. В нашем проекте YouCo будет аж четыре комьюнити-менеджера.