Дом надежд графини Паниной
Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».
Название: Народный
дом Паниной
Адрес: Тамбовская ул.,
63
Архитектор:
Юлий Юльевич Бенуа
Годы
постройки: 1901–1904
АВТОР КОЛОНКИ
Кузнецов Петр Александрович
ГК «Конфидент»
Нельзя утверждать с абсолютной точностью, но здание, на котором сегодня красуется блестящая табличка с надписью «ДК железнодорожников», могло не появиться, если бы самая богатая женщина Российской империи не развелась с мужем и не встретила… нет, не нового поклонника, а учительницу начальных классов.
Учительница Александра Пошехонская пришла к графине Софье Паниной с просьбой устроить бесплатную столовую для нуждающихся учеников из рабочих кварталов на Лиговке. За 10 лет их сотрудничества столовая превратилась в клуб: здесь проводили дополнительные занятия, открыли библиотеку и ремесленные классы. Вслед за детьми в заведение стали приходить взрослые, чтобы почитать газету и поиграть в шашки. И Панина задумалась о грандиозном благотворительном проекте, симбиозе «просвещения, развлечения и воспитания населения».
На замысел ушли 2,5 года работы и 400 000 рублей из личных средств графини. 12 апреля 1903 года на углу Тамбовской и Прилукской улиц состоялось открытие столь необычного дома, что даже газетчики не скупились на его литературное описание: «На далёкой петербургской окраине близ Волкова своими грязными, глухими улицами и деревянными покривившимися, подслеповатыми домишками напоминающей глухую провинцию, вырос чудный замок с громадными светлыми окнами и с причудливой башней. Это храм света – света духовного, который отныне будет изливаться на всю многолюдную массу местного трудового населения, фабричных и чернорабочих».
Имя этому замку – Народный дом Паниной. Он до сих пор является одним из самых интересных строений в окрестностях, ведь создали его по проекту настоящего мастера – Юлия Бенуа. Яркий модерн из красного кирпича, с башенкой, расстекловкой на огромных окнах и декором «а-ля шато». Говорят, архитектор неспроста старался сделать внешний и внутренний облик дома сказочным. Ведь в нём должны были учиться дети самого бедного и грязного района Петербурга.
Народными домами в ту пору называли культурно-просветительские учреждения клубного типа. Они открывались по всей стране, и, по некоторым сведениям, к 1912 году в сеть входили около 300 учреждений. Но дом Паниной оставался одним из первых и самых известных, даже за рубежом. В 1910 году он был удостоен особой премии «за пропаганду достижений науки, техники и искусства» в Брюсселе.
По воспоминаниям графини Паниной, «по вечерам дом гудел, как улей. Учеников собиралось до 1000 человек, и не было такого закоулка, в котором не занималась бы какая-нибудь группа». Так ведь и здание было устроено исключительно рационально и вмещало все возможные функции и активности, чтобы обогреть, накормить, просветить, не дать погрязнуть в невежестве детям и в пьянстве взрослым.
Первый этаж был полностью отдан ребятне. Здесь располагались большая столовая, где бесплатно кормили почти 120 школьников, а во время занятий она вмещала несколько сот ребятишек. Далее следовал оборудованный гимнастический зал, где под руководством опытной учительницы из Общества физического развития велись занятия по методикам Лесгафта. За залом находилась детская читальня с великолепной библиотекой, состоящей в том числе из атласов и пособий. Её украшали стереорамы, портреты высочайших особ, бюсты знаменитых писателей, а также прекрасный орган.
На втором этаже находились учебные комнаты вечерних классов для рабочих, где лекции читали такие видные учёные, как Г.О. Графтио, А.П. Карпинский, В.И. Вернадский. Рядом с классами обустроили бесплатную народную библиотеку. Но главным украшением этажа был бесплатный драматический театр с залом на 1000 мест: 600 мест – в партере и 400 – на хорах, небольшая, но глубокая сцена и яркие занавесы с цветочным декором.
Не пустовали даже полуподвальные помещения, где были устроены прекрасно оборудованные мастерские для обучения слесарному и столярному ремёслам. В главном корпусе также были отдельные комнаты для дешёвой чайной, бесплатной юридической консультации и сберегательной кассы для рабочих. В отдельном трёхэтажном здании рядом с Народным домом помещался Подвижной музей учебных пособий.
И, наконец, над зданием высилась изящная башенка, внутри которой находилась небольшая общедоступная астрономическая обсерватория, которая символизировала «всё идейное значение этого грандиозного дела. Стремление ввысь, к свету увенчивает этот храм труда и добра, этот светлый маяк во тьме народного невежества». Создателем и бессменным руководителем обсерватории был преподаватель физики и космографии А.Г. Якобсон.
Народный дом на Лиговке был наполнен не только всевозможными просветительскими функциями, но и самыми передовыми инженерными системами того времени. Полуподвальный этаж вмещал не только мастерские, но также прототип современных ИТП – аппараты для парового отопления всего здания. Здесь также находилась оборудованная прачечная комната. Электричеством к тому времени уже было сложно удивить, но поражал гигантский никелированный водогрейный куб посередине школьной столовой, который по привычке называли самоваром. Важное значение придавалось и пожарной безопасности. В частности, противопожарные приспособления были применены к устройству сцены театра.
Проект должен был развиваться и дальше. Учреждению был пожертвован лесной участок в 20 километрах от города, где планировали разместить «дачу», огород и молочное фермерское хозяйство для нужд дома в Петербурге. Но планам помешали война и революция… Одна из самых прогрессивных женщин столетия графиня Панина, посвятившая жизнь помощи рабочим и их семьям, была арестована.